Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
09.06.2009 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый закон для АПК

Министерство сельского хозяйства и продовольствия вместе с Национальным собранием активно работают над проектом закона об агропромышленном производстве. Предполагается, что готовящийся нормативный правовой акт будет иметь комплексный х...

Министерство сельского хозяйства и продовольствия вместе с Национальным собранием активно работают над проектом закона об агропромышленном производстве. Предполагается, что готовящийся нормативный правовой акт будет иметь комплексный характер, конкретизирует правовой статус субъектов сельхозпроизводства, усовершенствует всю систему государственной поддержки АПК. На днях концептуальные положения данного законопроекта обсуждались на расширенном заседании Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению. «ЭГ» попросила председателя комиссии Геннадия НОВИЦКОГО рассказать, каким будет этот закон, какие подходы отстаивают парламентарии при его разработке.

— Продовольственная безопасность — важнейшая составляющая национальной безопасности. В связи с этим объективной необходимостью является создание условий для развития конкурентоспособных предприятий и организаций АПК.

Следует подчеркнуть, что в агропромышленном производстве сегодня достигнуты положительные результаты. Обеспечена устойчивая динамика роста производства, увеличен экспорт. В прошлом году получены рекордные для страны показатели валового сбора и урожайности зерновых, рапса, удоя молока на корову.

Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по производству основных видов сельхозпродукции в расчете на душу населения, за исключением зерна. По производству мяса мы сравнялись с Германией. По молоку примерно вдвое превышаем показатели развитых в аграрном отношении стран Европы и США. Очевидны успехи и в социальной сфере села.

Вместе с тем в АПК существует еще много проблем. Главная из них — это низкая рентабельность сельхозпроизводства, что не позволяет обеспечить его расширенное воспроизводство без господдержки. В связи с этим необходимо совершенствовать формы, методы и объемы такой поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, развития аграрных технологий. Важно также обеспечить доступность кредитных ресурсов, развивать товаропроводящую сеть, расширять доступ на рынок всем категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Стимулирование сельхозпроизводства требует поддержки, в том числе на законодательном уровне. Нужен закон, который бы определил правовые, организационные, экономические и социальные основы государственного регулирования АПК и сельских территорий. Пока что у нас есть законы, регулирующие отдельные технологические аспекты агропромышленного производства («О семенах», «О племенном деле в животноводстве», «О ветеринарном деле» и «О защите растений»). Вопросы использования и охраны земель нашли свое отражение в Кодексе о земле. Законодательно закреплены нормы, определяющие правовое положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Однако многие их положения не соответствуют сегодняшним реалиям и требуют доработки.

Недостатки действующего законодательства и призван устранить предлагаемый законопроект. Какие нововведения, на наш взгляд, должен содержать данный нормативный правовой акт?

Во-первых, в нем следует четко определить предмет правового регулирования, а также круг лиц, на которых будет распространяться его действие. Этим нормативным правовым актом необходимо согласовать юридическое и экономическое понимание таких базовых понятий, как «агропромышленное производство», «государственное регулирование агропромышленного производства», «сельское хозяйство», «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и ряд других. Уточненный понятийный аппарат должен служить основой для последующего совершенствования всей нормативной правовой базы.

Во-вторых, очень много вопросов вызывает неопределенность правового статуса организаций и объединений в АПК. Законом необходимо четко установить гражданско-правовой статус сельхозорганизаций как юридических лиц. Например, у нас нет закона о сельскохозяйственных кооперативах (производственных и потребительских). Статус сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) регулируется указом. Кроме того, необходимо учитывать и тот момент, что в соответствие с Указом от 19.03.2004 № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» убыточные сельхозорганизации были либо присоединены к коммерческим организациям, либо приобретены ими как имущественные комплексы по договорам купли-продажи. Если эти сельхозструктуры останутся филиалами обычных предприятий, то они вряд ли попадают под статус сельскохозяйственных производителей, заложенный в законопроекте. Их нужно будет выделять в самостоятельные унитарные предприятия.

В-третьих, следует на законодательном уровне закрепить положение об агропромышленном производстве как объекте государственного регулирования и управления.

Анализ правового регулирования в сфере господдержки сельского хозяйства зарубежных стран показывает, что в большинстве из них она осуществляется в соответствии с национальными законами о сельском хозяйстве, которые постоянно совершенствуются. Например, аграрную политику правительства США определяет целая система законодательных актов. Каждые пять — шесть лет, начиная с 1933 г., Конгресс обсуждает и принимает основной сельскохозяйственный закон «Farm Bill». Кроме того, многие аспекты сельскохозяйственной политики формируются как побочный результат законодательных актов, регулирующих иные сферы деятельности. Например, налоговое законодательство способствуют привлечению средств частных вкладчиков в развитие тех или иных областей сельского хозяйства.

В Германии с 1955 г. действует общефедеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в соответствии с которым ежегодно составляется национальный доклад о сельском хозяйстве, содержащий меры по корректировке аграрной и сельской политики.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость государственного регулирования в аграрной сфере. Общеизвестно, что производство сельскохозяйственной продукции зависит от климатических условий, а это в совокупности с иными причинами делает уязвимой экономику отрасли. В связи с этим государство берет на себя функцию регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. В законе должны быть регламентированы вопросы госрегулирования и финансирования АПК, ценообразования, кредитования, расчетов и страхования, внешнеэкономической деятельности, поддержки аграрной науки и развития социальной сферы села.

Считаю необходимым обратить внимание еще на один аспект. По примеру законодательного акта ЕврАзЭС «О государственной поддержке и развитии агропромышленного комплекса» в законе следует закрепить нормы, предусматривающие подготовку государственных и местных территориальных программ в области агропромышленного производства. У нас была программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 — 2005 гг. В разработке находится аналогичная программа на 2011 — 2015 гг. И закрепление такого положения в законе вполне логично.

Таким образом, принятие закона, который мог бы называться «Об основах аграрной политики и мерах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей» имел бы поистине огромное значение для развития АПК Беларуси.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by