$

2.5905 руб.

3.1000 руб.

Р (100)

3.3986 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проекты

Новый КоАП: что изменится для предпринимателей

29.05.2020

Проект нового КоАП, о котором мы уже писали, предполагает корректировку ряда статей, касающихся осуществления предпринимательской деятельности. По многим из них предлагается снизить возможные наказания.

Некоторые статьи, как например, 12.37 «Нарушение законодательных актов об аренде торговых мест», исключаются.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, касающиеся широкого спектра сфер деятельности.

В статье 12.1 «Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов» отменяется нижний порог штрафа по п. 1:

Нарушение должностным лицом юридического лица или ИП установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и составления отчетности влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

В статье 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» исключается такая санкция, как лишение права заниматься определенной деятельностью. Ее п. 1 изложен так:

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных раз­решениях (лицензиях), влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на ИП – от 10 до 200 базовых величин с кон­фискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, а на юридическое лицо – до 500 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Изменения вносятся в статью 12.13 «Неправомерные деяния при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства)». Из нее исключены пункты, касающиеся сокрытия, отчуждения, повреждения или уничтожения имущества ИП или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору. Она изложена таким образом:

Неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.

Статья 12.14 «Нарушение законодательства о товарных биржах» ужесточается. Исключается такой вид взыскания, как предупреждение. Первый пункт статьи – в следую­щей редакции:

Нарушение должностным лицом юридического лица или ИП установленного законодательством требования о заключении сделки на биржевых торгах товарной биржи в случае, когда заключение такой сделки на товарной бирже является обязательным, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

Статья 12.15 «Нарушение законодательства о рекламе» частично смягчена. Новая редакция п. 1:

Нарушение рекламодателем, рекла­мопроизводителем, рекламораспространителем или должност­ным лицом государственного органа законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин, на ИП – от 10 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо – от 20 до 50 базовых величин.

Из статьи 12.16 «Обман потребителей» также исключена санкция в виде запрета на занятие видом деятельности:

Обман потребителей работником ИП или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей ИП, осущест­вляющим такую же деятельность (обман потребителей), влекут наложение штрафа в размере от 2 до 25 базовых величин.

Эта же статья дополнена п. 2:

То же деяние, совершенное по­вторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо в значительном размере, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. При этом значительным размером обмана потребителей признается обман потребителей на сумму, превышающую половину размера базовой величины, установленного на день совершения правонарушения.

Статья 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» смягчается в части максимального штрафа в 5 раз:

Реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения влекут наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 100 базовых величин.

Частично эта статья излагается в новой редакции:

4. Продажа алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака несовершеннолетним влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

5. Необеспечение должностным лицом юридического лица или ИП, осуществляющим реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, контроля за их продажей, повлекшее повторное совершение деяния, предусмотренное ч. 4 настоящей статьи, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин.

6. Реализация физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, на улице, стадионе, в сквере, парке, общест­венном транспорте, а также в ином общественном месте вне рынка либо иного установленного местным исполнительным и распорядительным органом места товара, реализация которого таким лицом на рынке либо в ином установленном местным исполнительным и распорядительным органом месте не запрещена в соответствии с законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 3 базовых величин.

7. Реализация иностранным граж­данином или лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в РБ, на рынке либо в ином установленном местным исполнительным и распорядительным органом месте товара, реализация которого таким лицом в указанных местах не запрещена в соответствии с законодательством, без специального разрешения на право осуществления разовой реализации товаров влечет наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин.

8. Реализация физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, на рынке либо в ином установленном местным исполнительным и распорядительным органом месте товара, реализация которого таким лицом в указанных местах запрещена в соответствии с законодательством, а равно реализация такого товара в ином месте, в котором в соответствии с законодательством торговля не допускается, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.

Добавлена отдельная статья «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров». Ее санкция – наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – до 50% от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.

Смягчение коснулось статьи 12.18 «Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг)» по ее первому пункту:

Неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или неоформление установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на ИП – до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

Статья 12.19 «Нарушение порядка расчетов в Республике Беларусь» также смягчена:

1. Осуществление расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, ИП в суммах, превышающих установленный законодательством размер, влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 50% от суммы такого превышения.

2. Осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – до 50% от суммы такого превышения.

3. Прием юридическими лицами и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг платежей наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными сред­ствами, установленный законодательными актами, влечет наложение штрафа на ИП в размере до 100 базовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых величин.

Статья 12.31 «Уклонение от проведения обязательного аудита» заменена на «Неисполнение обязанности по обеспечению проведения обязательного аудита»:

Неисполнение обязанности по обеспечению проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности руководителем юридического лица, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которого в соответствии с законодательными актами подлежит обязательному аудиту, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.

Увеличен минимальный порог штрафа по статье 12.35 «Нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками». Ее санкция предполагает наложение штрафа в размере до 12 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – до 50% от стоимости предмета административного правонарушения.

Объединяет две действующие новая статья «Осуществление внешнеторговой деятельности без оформленных в установленном порядке разрешительных документов»:

1. Представление недостоверных сведений для выдачи лицензии, разрешения, заключения (разрешительного документа), подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, соблюдение мер защиты внутреннего рынка в виде импортной квоты или специальной квоты, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин.

2. Проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством РБ случаях лицензии, разрешения, заключения (разрешительного документа), под­тверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, соблюдение мер защиты внутреннего рынка в виде импортной квоты или специальной квоты, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – до 20% стоимости вывезенных (ввезенных) товаров.

Также вместо трех существующих вводится статья «Нарушение порядка статистического декларирования товаров»:

1. Представление статистической декларации или периодической статистической декларации для регист­рации с нарушением установленного срока, либо непредставление в нарушение законодательства таких деклараций для регистрации, либо указание недостоверных сведений в таких декларациях влекут наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

2. Неосуществление в установленный срок аннулирования зарегист­рированной статистической декларации, если отгрузка указанных в декларации товаров не состоялась, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***