Новые правила инвентаризации: возможно введение в следующем году
Общий порядок проведения инвентаризации и особенности инвентаризации отдельных видов активов и обязательств известны каждому опытному бухгалтеру. Это неудивительно, поскольку Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180), была принята более 10 лет назад, и с тех пор изменения в нее вносились лишь три раза, причем все в 2010 г.
Сейчас в нормотворческой деятельности приветствуется предоставление большей свободы субъектам хозяйствования и смягчение условий, в которых они работают. Руководствуясь этими принципами, Министерство финансов разработало новый Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств», проект которого (далее – проект) разместило на своем сайте для общественного обсуждения.
Он придет на смену Инструкции № 180, которая, в частности, предусматривает фиксированную периодичность проведения инвентаризации отдельных видов активов (чаще можно, реже нельзя), более двух десятков обязательных форм документов, утвержденных этим актом, которые необходимо использовать для оформления результатов инвентаризации, и т.д. Перечисленные и еще некоторые аспекты побудили Минфин к корректировке этого нормативного акта.
Скорее всего, как нормативный акт, проект начнет действовать со следующего года, так что проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в этом году мы будем еще по старым правилам, установленным Инструкцией № 180. Однако в 2020 г. придется применять уже новый документ, основные нововведения которого мы и рассмотрим.
Что подлежит инвентаризации
В первую очередь отметим, что проект определяет только порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в организациях. Инструкция № 180, кроме этого, регламентирует также процесс оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухучете. От последнего было решено отказаться, поэтому никаких бухгалтерских проводок в новом документе вы не найдете.
И еще одно важное изменение: Инструкция № 180 регулирует проведение инвентаризации в организациях, ведущих бухучет в соответствии с законодательством. В проекте последнее уточнение исключено, что, на наш взгляд, означает его распространение на любые организации.
Перечень подлежащих инвентаризации активов и обязательств, содержащихся в проекте, уточнен по сравнению с действующим. Часть изменений связана с появлением после принятия Инструкции № 180 новых понятий. Это относится, например, к отложенным налоговым активам и отложенным налоговым обязательствам. Их предполагается включить в перечень объектов, подлежащих инвентаризации.
Разработчики проекта отказались от деления активов на внеоборотные и оборотные. Исходя из типового плана счетов бухучета, согласно которому все активы разделены на долгосрочные и краткосрочные, объектом, подлежащим инвентаризации, будут являться не внеоборотные, как предусмотрено в Инструкции № 180, а долгосрочные активы, к которым отнесены основные средства, доходные вложения в материальные активы (сейчас – доходные вложения в материальные ценности), нематериальные активы, вложения в долгосрочные активы (сейчас – вложения во внеоборотные активы, в т.ч. в незавершенное строительство), оборудование к установке и строительные материалы.
Отметим, что, согласно Инструкции № 180, строительные материалы входят в состав оборотных активов в качестве запасов, а оборудование к установке в ней вообще не упоминается.
Кроме долгосрочных активов и отложенных налоговых активов, упомянутых выше, в число активов, подлежащих инвентаризации, планируется включить запасы (сейчас они входят в состав оборотных активов); долгосрочные активы, предназначенные для реализации; расходы будущих периодов (в Инструкции № 180 они также упоминаются в составе оборотных активов); дебиторскую задолженность, в т.ч. дебиторскую задолженность собственника имущества (учредителей, участников) по вкладам в уставный фонд (сейчас в рассматриваемом перечне активов, подлежащих инвентаризации, содержатся расчеты с учредителями); финансовые вложения; денежные средства и эквиваленты денежных средств (в Инструкции № 180 эквиваленты денежных средств отсутствуют).
Все остальные активы, подлежащие инвентаризации, отнесены к прочим активам (здесь говорится о прочих оборотных активах), что, в принципе, позволяет организации проводить инвентаризацию любых активов, не упомянутых выше.
Что касается обязательств, то, согласно проекту, инвентаризации будут подлежать: отложенные налоговые обязательства; кредиторская задолженность; обязательства, предназначенные для реализации; доходы будущих периодов; резервы предстоящих платежей, а также прочие обязательства. Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, а также задолженность перед учредителями из этого перечня исключены, хотя их вполне можно отнести к прочим обязательствам.
Как и сейчас, инвентаризации будут также подлежать имущество и обязательства, учитываемые организацией на забалансовых счетах.
Когда и как часто нужно проводить инвентаризацию
Одно из существенных отличий проекта от действующего нормативного акта – упрощение требований к проведению инвентаризации и расширение полномочий руководителя организации, связанных с этой важной процедурой. В частности, вместо перечня случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, в проекте НБУ предусмотрено, что ее следует проводить в случаях, предусмотренных законодательством, и в иных случаях – по распоряжению руководителя организации.
Есть и два исключения из этого правила, в которых более четко указаны сроки, когда ее нужно проводить.
1) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация:
– всех активов (за исключением денежных средств) и обязательств – не ранее 31 октября отчетного года;
– денежных средств – не ранее 30 ноября отчетного года.
2) При смене материально-ответственного лица инвентаризация активов, переданных ему для хранения или для других целей, проводится на дату приема и сдачи дел. Отметим, что в настоящее время инвентаризация в организации является обязательной и при смене ее руководителя. В проекте такое основание не упоминается.
Напомним, что, согласно Инструкции № 180, инвентаризацию наиболее важных активов организации следует проводить не ранее 1 ноября, а денежных средств, обязательств и других активов – не ранее 1 декабря. Таким образом, возможное начало инвентаризации многих видов активов и всех видов обязательств сдвинуто на более ранние сроки.
Что касается периодичности проведения инвентаризации различных видов активов и обязательств, которые жестко регламентируются Инструкцией № 180 (например, незавершенное производство и полуфабрикаты нужно «инвентаризировать» не менее двух раз в год), то разработчики проекта решили отдать этот вопрос «на откуп» руководителю организации. Именно он будет определять периодичность и сроки проведения всех инвентаризаций, за исключением двух видов, указанных выше.
Инвентаризационная комиссия
Как и в настоящее время, для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия (далее – комиссия), персональный состав которой утверждается руководителем, а ее решения будут действительными, только если они приняты полным составом. При этом уточнен состав комиссии: в нее необходимо включить замов руководителя организации (сейчас это может быть любой представитель руководителя и даже он сам), руководителей и специалистов ее подразделений.
Кроме того, с учетом современных реалий в состав комиссии должны входить представители субъекта хозяйствования, оказывающего организации услуги по ведению бухучета и составлению отчетности, и можно включать представителей аудиторских и иных организаций, а также членов ревизионной комиссии хозяйственного общества (сейчас такая возможность отсутствует).
Инвентаризационные описи
Как и сейчас, данные о фактическом наличии активов и обязательств должны вноситься комиссией в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (далее – описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах.
Однако, в отличие от Инструкции № 180, в многочисленных приложениях к которой приведены утвержденные Минфином формы описей, согласно проекту формы всех описей утверждаются руководителем организации.
Единственное требование, установленное к формам описей, – это состав обязательных реквизитов, которые должны в них содержаться. В их число включены основание проведения инвентаризации, материально-ответственные лица, дата и время начала и окончания инвентаризации, наименование актива, его инвентарный и (или) иной номер, единица измерения и цена, фактическое наличие актива в натуральном и (или) стоимостном выражении, сведения о дебиторской задолженности (наименование дебитора, основание ее возникновения и сумма), сведения об обязательстве (наименование кредитора, основание его возникновения и сумма) и др.
По окончании инвентаризации в описи вносится информация о количестве и стоимости активов и стоимости обязательств по данным бухучета, и к ним прилагаются акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов.
Поскольку в проект еще могут быть внесены корректировки, изменения, которые произойдут в инвентаризации отдельных видов активов и обязательств, мы рассмотрим после его принятия в виде нормативного акта.