Непраздничная статистика: В Беларуси сокращается количество СМИ
Начало мая в республике ознаменовано чередой журналистских праздников. 5 мая традиционно отмечается День печати, 7 мая – День работников радио, телевидения и связи. Правда, в стране ежегодно сокращается количество и печатных, и электронных изданий, а значит, и тех людей, для кого эти даты – красные дни календаря.
Сокращения затронули и частные, и государственные СМИ
Так, на 1 мая 2022 г. в Министерстве информации РБ зарегистрировано 1562 печатных издания (газеты, журналы, бюллетени, каталоги, альманахи), 227 электронных СМИ (теле- и радиопрограммы), 7 информационных агентств, 37 сетевых изданий.
Таким образом, в Беларуси только за последние полгода прекратили свое существование 82 средства массовой информации. Отметим, что большинство из них – 60 – негосударственные. С 1 ноября 2021 г. по 1 мая 2022 г. их количество сократилось с 1275 до 1215.
Впрочем, общее число негосударственных СМИ, зарегистрированных Мининформом, все еще значительно выше (более чем в два раза), чем государственных. Государственных изданий и программ на 1 ноября 2021 г. было 640, а на 1 мая текущего года – 574. Как видим, и государственные СМИ несут определенные потери.
Приведем и более отдаленные цифры. Так, по данным Мининформа на 1 мая 2020 г., в Беларуси было зарегистрировано 1625 печатных СМИ (435 государственных и 1190 негосударственных), 262 электронных СМИ (государственных радио- и телерадиопрограмм – 181, негосударственных – 81), 9 информационных агентств (2 государственных, 7 негосударственных). Таким образом, общее число печатных СМИ в РБ за два года снизилось на 3,87%, электронных – на 13,35%.
В Государственный реестр распространителей продукции печатных средств массовой информации на 1 мая 2022 г. включены 457 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 19 – исключены из него. В Государственном реестре распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ зарегистрированы 182 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, 30 – исключены.
На 1 ноября 2021 г. в данные реестры было включено 455 и 179 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно.
Финансово поддерживают не всех
В государственном бюджете на 2022 год на поддержку средств массовой информации запланировано выделение 151 млн руб. (в 2021 г. было больше – 156,04 млн руб.)., из которых 126,7 млн руб. (в 2021 г. – 133,88 млн руб.) должны быть направлены на покрытие расходов телевидения и радиовещания.
При этом с 1 мая в Беларуси в соответствии с Указом от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» введен еще и сбор за размещение рекламы. Сбор, по существу являющийся налогом, уплачивается рекламодателями и направляется на помощь и продвижение исключительно государственных изданий и программ. Его размер составляет 10% от стоимости оказанных услуг по размещению наружной рекламы и 20% – для иных видов рекламы, включая рекламу в интернете и социальных сетях. Как мы уже писали, возможно, что введение сбора призвано снизить нагрузку на бюджет за счет изменения источников финансирования государственных средств массовой информации и перекладывания расходов на «другие плечи».