Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
17.07.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не прошло и полгода©

Стимулировать деловую активность в различных сферах экономики призван Указ Президента от 11.07.2012 № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки». Большинство льгот и преференций, вводимых этим документом...

Стимулировать деловую активность в различных сферах экономики призван Указ Президента от 11.07.2012 № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки». Большинство льгот и преференций, вводимых этим документом, будут применяться задним числом — с 1 января текущего года.

В частности, Указ № 312 допускает возможность применения туркомпаниями в 2012 г. упрощенной системы налогообложения и определяет условия перехода на нее. Расширяются перечни туристических услуг по организации путешествий и экскурсионного обслуживания на территории республики, обороты от реализации которых освобождаются от НДС, а также перечень туристических объектов, освобождаемых от налога на прибыль в течение трех лет с начала их деятельности.

Указом также предусмотрено предоставление плательщиками налога на игорный бизнес в налоговые органы уточненной налоговой декларации по этому налогу и доплаты его в бюджет без начисления пени и административной ответственности.

Увеличивается размер ежегодной арендной платы за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства (за исключением законсервированных), с применением коэффициента, равного 2. Администрациям СЭЗ предоставляется право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах зон и предоставленные данными администрациями отдельным резидентам. Данная норма не распространяется на резидентов СЭЗ в течение всего срока реализации ими инвестиционного проекта.

Научно-технологические парки, их резиденты и центры трансфера технологий смогут уплачивать налог на прибыль по ставке 10% при определенных условиях их деятельности.

Также предусматривается применение установленных минимальных значений для всех источников выбросов в совокупности для исключения обязанности уплаты экологического налога плательщиками, производящими незначительные объемы выбросов в атмосферный воздух.

Указом № 312 предусмотрено, что удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочного рынка будет осуществляться налоговым агентом при осуществлении фактической выплаты доходов в денежной форме. Интересно, что такое правило существовало в законодательстве ранее — в п. 6 ст. 160 НК, который был зачем-то исключен из кодекса с 1.01.2012 г. Теперь же он восстанавливается практически в том же виде — вероятно, по столь же веским причинам, по которым данная норма была исключена.

С 1.04.2011 г. по 31.12.2013 г. товары, ввозимые в Беларусь уполномоченными экономическими операторами, освобождаются от НДС, взимаемого таможенными органами при дальнейшем экспорте этих товаров.

ВСЕ ЭТИ послабления и преференции не обошлись без «ложки дегтя». Подпунктом 1.1 Указа № 312 устанавливается, что налог на прибыль, не уплаченный в связи с освобождением от налогообложения налогом на прибыль, предусмотренным в подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК, в редакции, действовавшей до 1.01.2012 г., подлежит внесению в бюджет с уплатой пени, начисленной за период со дня официального опубликования настоящего Указа и по день уплаты налога на прибыль включительно, в случае если в течение 2 лет с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и незавершенного строительства, по которым было применено освобождение, такие объекты полностью или частично не введены в эксплуатацию, реализованы, ликвидированы (за исключением ликвидации, обусловленной чрезвычайными обстоятельствами), переданы безвозмездно (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа), в безвозмездное пользование или переданы по разделительному балансу юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации предприятия, применявшего льготу, в форме выделения или разделения.

Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в связи с перечисленными обстоятельствами, возникшими в отношении не всего объекта, а его части, определяется пропорционально удельному весу стоимости этой части в их общей стоимости, но не более суммы налога на прибыль, исчисленного с сумм ранее прольготированной прибыли.

Исключение сделано лишь для тех, кто передает технику, специализированные здания и сооружения сельхозназначения в порядке, установленном Указом от 24.06.2008 № 350 «О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство».

Напомним, с 1.01.2012 г. в связи с отменой освобождения от налога на прибыль по капвложениям из ст. 140 НК были исключены все пункты, касающиеся этой льготы, в т.ч. и п. 4, содержавший нормы, по сути повторенные теперь в подп. 1.1 Указа № 312. Разумеется, государство не могло стерпеть, чтобы предприятия «нажились» на очередном пробеле в законодательстве и распродали когда-то прольготированное имущество. Заметим, что если даты начисления пени в подп. 1.1 Указа № 312 конкретизированы, то подпункт в целом вступает в силу со дня официального опубликования Указа. Следовательно, если буквально читать законодательство, субъекты, успевшие избавиться от ранее прольготированного имущества в период с 1.01.2012 г., до вступления в силу Указа № 312, доплачивать налог на прибыль не должны — если, конечно, у МНС нет на сей счет иной трактовки этого новшества.

ДАТОЙ отражения сумм возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), в составе выручки для целей определения налоговой базы по налогу при упрощенной системе налогообложения при сдаче имущества в аренду (лизинг) в соответствии с Указом будет считаться дата поступления арендодателю (лизингодателю) возмещения этих расходов (в т.ч. в натуральной форме) либо дата иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц.

Напомним, благодаря изменениям, внесенным в ст. 288 НК, в текущем году суммы возмещаемых расходов (в т.ч. коммунальных услуг) стали считаться выручкой арендодателей-«упрощенцев», что повлекло для них целый ряд проблем. По-видимому, единственным вариантом их разрешения авторы Указа сочли уточнение даты признания выручки.

Некоторые нормы Указа, безусловно, порадуют отдельных плательщиков. Однако в целом изменение налогового законодательства в середине года задним числом — пусть даже с самыми благими намерениями — лишний раз подтверждает главный недостаток отечественной налоговой системы: ее нестабильность и непредсказуемость. Поди разберись, почему все эти нормы нельзя было включить в Налоговый кодекс с начала года, а уж тем более зачем некоторые положения сначала «выносят» законом, а затем восстанавливают указом.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений