Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
26.06.2015 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАШЕ МЕСТО ПРАВОЕ©

Главной темой заседания Президиума Совета Министров 23 июня было рассмотрение принимаемых в республике мер по реализации отраслевых и региональных программ действий по импортозамещению, а также по наполнению внутреннего рынка товарами белорусского производства. Особых достижений в этой сфере не наблюдается, что не мешает властям надеяться, что когда-нибудь успех придет.

куда идем мы с импортозамещением

Главной темой заседания Президиума Совета Министров 23 июня было рассмотрение принимаемых в республике мер по реализации отраслевых и региональных программ действий по импортозамещению, а также по наполнению внутреннего рынка товарами белорусского производства. Особых достижений в этой сфере не наблюдается, что не мешает властям надеяться, что когда-нибудь успех придет.

Уже не первый год белорусские чиновники связывают развитие отечественной экономики с импортозамещением. Оно неизменно является одной из ключевых тем различных республиканских и отраслевых программ. Это волшебное слово дало «зеленый свет» множеству проектов, претендовавших на получение господдержки, — правда, зачастую с более чем скромными финансовыми результатами. Теперь на заседании премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков напомнил, что работа по импортозамещению в республике строится по одобренной главой государства в октябре 2008 г. схеме, мероприятия которой охватывают более половины неэнергетического импорта. Также по этой схеме реализуются инвестиционные проекты по модернизации промышленного комплекса. В результате с 2008 года в Беларуси освоено производство практически всей основной техники и оборудования для сельского хозяйства, закрыта также широкая номенклатура строительных товаров, что позволило только в 2015 г. сократить импорт полированного стекла на 53%, гипсокартона — на 45%.

Однако полученные результаты нельзя признать достаточными, заявил премьер-министр. Импорт товаров остается достаточно высоким. Так, только за последние 4 года на 72% увеличился импорт потребительских товаров, в т.ч. мебели, мыла, легковых автомобилей, лекарственных средств. Кроме того, А. Кобяков обеспокоен снижением доли продаж товаров отечественного производства в розничной торговле, которое произошло за последние несколько лет, и потребовал ее восстановить.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, удельный вес отечественных товаров в розничном товарообороте сократился с 77% в 2010 г. до 70% в I квартале 2015 г., в т.ч. непродовольственных — с 65,4% до 50,9%. В частности, за 5 лет доля отечественных телевизоров на внутреннем рынке упала с 76% до 12%, холодильников и морозильников — с 76% до 67,8%, стиральных машин — с 41,7% до 35,1%, обуви — с 72,8 до 47,8%, чулочно-носочных изделий — с 87,4% до 81,6%, стройматериалов — с 63,3% до 55,3%, парфюмерно-косметических товаров — с 27,8% до 21,6%. В текущем году теряют позиции на белорусском рынке отечественные кондитерские изделия из сахара (на 2,4%), минеральная вода (на 6,3%), безалкогольные напитки (на 2,6%). «Все эти позиции на отечественном рынке должны быть восстановлены», — потребовал А.Кобяков. Этот вопрос он поручил взять под самый жесткий контроль главному куратору импортозамещения в стране — вице-премьеру Владимиру Семашко. По мнению главы правительства, Минторгу следует активнее работать с крупными торговыми сетями и производителями, а также с торговлей в целом. Премьер-министр потребовал «выстроить четкую систему, функционирующую при минимальном административном вмешательстве», чтобы в торговле было больше разнообразных качественных и доступных по цене отечественных товаров. «Все, что производится в стране, должно быть представлено к выбору покупателя, и пусть он сам решает», — заявил А.Кобяков. Он подчеркнул, что самый эффективный инструмент в борьбе за рынок сегодня — это высокое качество отечественной продукции, широкий ассортимент, конкурентная цена, а также позиционирование товаров на рынке и их реклама. Заметим, что эти факторы срабатывают только в равноправной конкуренции.

Если же чиновники в борьбе за повышение доли отечественной продукции на прилавках больше уповают на протекционистские меры — от тарифных и нетарифных барьеров на пути импорта до ассортиментных перечней и санкций за их несоблюдение, то у покупателя возможности выбора существенно сужаются.

Премьер министр покритиковал белорусские предприятия, которые «пока медленно подстраиваются под рынок, слабо реагируют на вопросы торговли» и призвал использовать потенциал индивидуальных предпринимателей, которые он назвал «фактически мобильной, хорошо подготовленной, доступной для людей сбытовой сетью».

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, заместитель министра экономики Дмитрий Крутой отметил, что в республике за последние годы выпуск импортозамещающей продукции составил 75 млрд. USD, что сопоставимо с нашим годовым уровнем ВВП. При этом импорт неэнергетических промежуточных товаров в текущей пятилетке снижен на 5% по сравнению с 2006–2010 годами. Импортоемкость ВВП в последние 5 лет ежегодно снижается на 2–2,5%, промышленность уменьшила импорт сырья и материалов до уровня 25% от себестоимости, достигнув нижнего порога и уровня индикатора экономической безопасности по этому направлению. Какова цена этих достижений для экономики, замминистра не уточнил. Впрочем, власти намерены двигаться дальше. Сегодня для создания новых импортозамещающих производств в стране используется очень серьезный пакет мер господдержки. «Кроме того, в правительстве серьезно прорабатывается вопрос возобновления льготного потребительского кредитования. Этот инструмент очень хорошо проявил себя в 2009–2010 годах, когда наша экономика была в непростой ситуации, и существенно поддержал наших отечественных товаропроизводителей», — отметил замминистра.

По его словам, сегодня именно потребительский импорт является наиболее проблемной частью вопроса. «На его увеличение в прошлом году оказали влияние два важных фактора: ввоз легковых автомобилей и дополнительный импорт сельхозпродукции из российского санкционного списка, которые мы перерабатывали и реализовывали на внешних рынках, — отметил Д.Крутой. — По итогам года потребительский импорт только за счет этих двух позиций вырос на 1 млрд. USD». По итогам января–мая т.г. влияние этих факторов снижается, и в скором времени ситуация вернется в нормальное русло, надеется замминистра.

Возможно, этот прогноз сбудется. Но пока импорт инвестиционных товаров в I квартале т.г. сократился на 44% по сравнению с январем–мартом 2014 г., промежуточных товаров — на 30,9%, потребительских — на 11,4%. В немалой степени это обусловлено спадом промышленного производства и деловой активности в целом. Теперь же, по словам Д.Крутого, Беларуси в ближайшее время предстоит серьезно пересмотреть всю схему импортозамещающих товаров с учетом условий работы экономики в ЕАЭС, реализации Россией собственной программы импортозамещения по 19 приоритетным отраслям, а также взаимодействия с торговыми сетями. «Поэтому правительством отрабатываются прозрачные правила взаимодействия между нашими основными товаропроизводителями и торговлей, — отметил замминистра. — Для решения этих задач созданы в новом формате две правительственные комиссии — по промышленной политике, а также по содействию экспорту».

НУЖНО ОТМЕТИТЬ, что независимые эксперты весьма скептически оценивают российскую программу и идею импортозамещения в целом. Мировая практика показывает, что оно, как правило, может быть эффективным прежде всего в относительно низкотехнологичных отраслях: сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Однако здесь также не обойтись без импорта оборудования, семян, генетического материала, различных добавок и химикатов, которые в совокупности составят значительную долю стоимости импортозамещающей продукции.

Успех импортозамещения в других отраслях промышленности возможен (хотя и не гарантирован) в случае привлечения в страну передовых технологий, а лучше — целых производств. Это позволяет развивать свою промышленность и получать отечественный продукт под глобальными брендами, а со временем поднять уровень технологий и корпоративного управления в стране до мирового. Этим путем пошли, например, все азиатские страны, о чем свидетельствует опыт Южной Кореи и Китая. По такому пути некоторое время двигалась и Россия, где еще недавно как грибы росли заводы известных мировых автомобильных и других корпораций. Теперь ситуация изменилась — многие из этих производств сворачивают свою деятельность в РФ, но у нас появиться не спешат. Кстати, пока правительство радеет об импортозамещении, в Беларуси по итогам января–апреля т.г. удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составил всего 33,1%, тогда как в 2011 г. он достигал 44,2%. При этом доля импортных машин, оборудования, транспортных средств выросла с 60,5% этих инвестиций до 67,8%.

Поэтому можно ожидать, что в основе импортозамещения по-евразийски будет производство собственных аналогов, многие из которых намного дороже, хуже по качеству и техническим характеристикам, чем зарубежные образцы. Защититься от импорта (кроме российского) при этом удастся только с помощью протекционистских мер, что, в свою очередь, не оставляет отечественным производителям стимулов для улучшения своей продукции, зато подталкивает потребителей к поиску иностранного товара. Отучать их от этой скверной привычки приходится с помощью ограничений, запретов, а то и девальвации национальной валюты и снижения доходов, чтоб совсем неповадно было гоняться за импортом. Правда, побочным эффектом таких мер является общее падение покупательной способности и деловой активности. Собственно, в этом году мы с этим уже столкнулись.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by