Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
09.07.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАРУШЕНИЯ СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Проект договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств — членов ТС предусматривает, что наказание за нарушение таможенного законодательства союза будет осуществляться на территории той страны, где произошло это нарушение.

Проект договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств — членов ТС предусматривает, что наказание за нарушение таможенного законодательства союза будет осуществляться на территории той страны, где произошло это нарушение.

Отметим, что согласно п. 3 ст. 8 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы государств — участников ТС ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — участников ТС. Теперь проектом договора предусмотрены особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС и законодательств государств — членов ТС. В частности, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той страны, на территории которой выявлено это административное правонарушение. В данном случае административный процесс (производство) ведется по законодательству той страны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

Для отдельных составов таможенных правонарушений установлены некоторые особенности. Так, в случае недоставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той страны, таможенными органами которой эти товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Также предусмотрено, что уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения этого места — по месту обнаружения преступления. Если лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование компетентным органом одной страны, является гражданином другой страны, которая его не выдает, уголовное дело может быть направлено для осуществления уголовного преследования данного лица этой другой стране. В случае совершения лицом преступления на территории нескольких стран местом его совершения будет считаться территория страны, на которой совершено последнее преступное деяние.

Лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор или иное судебное решение по уголовному делу на территории одной страны, не может быть привлечено к уголовной ответственности за то же самое деяние другой страной. Лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной страны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой страной.

В ГТК РБ отмечают, что проектом договора предусматривается необходимость унификации в дальнейшем национальных законодательств Беларуси, Казахстана и России в области уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Отметим, что такая унификация необходима. Ведь существование отличий в условиях ведения бизнеса, в т.ч. и в сфере ответственности за экономические преступления, неизбежно влечет «перетекание» предпринимателей в ту страну, где контроля поменьше, а наказания — помягче. К примеру, коммерческий подкуп в Беларуси грозит 4 годами лишения свободы, а в России — втрое больше, за разглашение коммерческой тайны — 10 и 5 лет, незаконное использование товарных знаков — 6 лет и 2 года соответственно. Существенные отличия имеются в составе административных правонарушений в области таможенного регулирования в главе 14 КоАП РБ и главе 16 КоАП РФ, а также в размерах штрафов за такие нарушения.

Скажем, в Беларуси нарушения, связанные с недекларированием товаров, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо — от 20 до 500 с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации (ст. 14.5). В РФ аналогичные нарушения грозят штрафом на граждан и юридических лиц в размере от 0,5 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения и штраф на должностных лиц от 10 000 до 20 000 RUB.

Еще более интересным представляется применение норм Указа от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Сегодня в нем, к примеру, установлено, что датой отгрузки (поступления) товаров, по которой определяется дата завершения внешнеторговой операции, считается дата помещения товаров под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом РБ. Теперь же следует руководствоваться Таможенным кодексом ТС, в котором понятие «таможенное оформление» отсутствует вообще, а вместо термина «таможенный режим» используется «таможенная процедура». А ведь любое нарушение правил ВЭД грозит белорусским субъектам хозяйствования немалыми штрафами — опять-таки во многом в привязке к понятиям таможенных режимов и оформления. Но чтобы признать состав правонарушения, оно должно быть правильно определено.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений