Направляем претензию должнику: как мирно разрешить спор

При возникновении спора кредитор не всегда хочет обращаться в суд. Нередко стороны предпринимают попытки, в т.ч. с целью сохранения партнерских отношений, мирно разрешить возникшую ситуацию.
Досудебный порядок урегулирования спора путем направления должнику претензии определен в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу.
При составлении претензии (письменного предложения о досудебном урегулировании спора) нужно четко понимать, с какой целью она направляется. В зависимости от этого можно выделить два вида претензий.
1. Информирующая – реакция должника не важна, он может проигнорировать наше требование. Претензия направляется только для соблюдения обязательного досудебного порядка.
Справочно: несоблюдение обязательного досудебного порядка является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
В п. 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» указаны случаи, когда претензионный порядок не является обязательным для обращения в экономический суд, в т.ч. при:
- обращении в суд в порядке приказного производства;
- переходе из приказного производства в исковое производство;
- предъявлении встречного иска;
- наличии спора, где одна из сторон – гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;
- закреплении отказа от претензионного порядка в договоре.
2. Убеждающая – мы хотим, чтобы должник исполнил обязательство. Обращение...