Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
21.03.2014 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ©

Многие белорусские предприятия хотели бы решить свои проблемы поиска финансирования, выйдя на зарубежные фондовые рынки. В ходе круглого стола «IPO: фасад и закулисье», организованного Белорусской торгово-промышленной палатой, промышленники, представители власти и специалисты консалтинговых компаний обсудили, как привлечь акционерный капитал в современных условиях.

рынка и политики

Многие белорусские предприятия хотели бы решить свои проблемы поиска финансирования, выйдя на зарубежные фондовые рынки. В ходе круглого стола «IPO: фасад и закулисье», организованного Белорусской торгово-промышленной палатой, промышленники, представители власти и специалисты консалтинговых компаний обсудили, как привлечь акционерный капитал в современных условиях.

Замминистра экономики Дмитрий Голухов напомнил, что план совместных действий правительства и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь включает организацию постоянного биржевого предложения акций госпредприятий, обеспечивающих устойчивую прибыльную работу в течение 3 лет, а также подготовку крупных высоколиквидных ОАО к проведению в 2014–2015 годах IPO на белорусском, а также зарубежных фондовых рынках. Чтобы эти проекты стали реальностью, Белорусский инновационный фонд намерен вскоре подписать соглашение с Московской биржей, которое откроет возможность привлечения акционерного капитала для малых и средних белорусских компаний.

Рассмотреть вариант приватизации через IPO призвал белорусское правительство руководитель группы по оказанию услуг на рынках капитала и в области IPO в СНГ компании Ernst&Young LLC Гэри Швейцер. По его мнению, многих трудностей можно избежать, если показать, как максимизируется выгода для государства и конкретного предприятия от приватизации. Увидеть это помогает рассмотрение стратегии и структуры компании, приступающей к подготовке IPO. При этом важна не столько высокая прибыль, сколько прозрачность: инвесторы не любят усложненные схемы организационной структуры или операционной деятельности. Иногда для того, чтобы провести успешное IPO, надо выделить подразделения с наилучшими показателями и приватизировать их. Также очень важен кадровый состав, особенно структура топ-менеджмента и раскрытие условий его контрактов. В Беларуси одним из условий приватизации обычно является сохранение рабочих мест. Такие требования были и в ряде постсоциалистических стран, например, в Венгрии. В то же время многим предприятиям необходимо избавиться от избыточных и непрофильных активов, которые ухудшают оценку бизнеса.

Третий приоритет — раскрытие финансовой информации. При этом речь идет не только о традиционной бухгалтерской отчетности, но и о значительно более широком круге финансовых и нефинансовых данных, представление которых сегодня принято в мировой практике. В частности, когда идет речь об участии в IPO, инвесторы обычно хотят знать, каково соотношение заемного и собственного капитала компании, его доходность, EBITDA, рентабельность (активов, капитала, продаж, затрат), динамика продаж и прибыли на акцию и т.д. Кроме того, принимается во внимание эффективность системы менеджмента, корпоративная стратегия, сила бренда, операционная эффективность и модель корпоративного управления, сделки с аффилированными лицами. Однако порой предприятия не доходят до финальной стадии IPO лишь потому, что менеджмент не готов к раскрытию такой информации. Между тем такое раскрытие — обязательное условие выхода на международный фондовый рынок.

Г.Швейцер отметил, что по статистике около 90% компаний, которые выходят на IPO, начинают с размещения своих бумаг на родине. Если там недостаточно ресурсов для большого числа эмитентов (как, например, в Беларуси), то приходится рассматривать возможности зарубежных рынков, использования разных инструментов и условий сотрудничества с различными группами инвесторов. При этом имеет значение профиль компании, ее отраслевая принадлежность. Например, высокотехнологичные компании в 2013 г. чаще размещали свои акции на биржах США.

Рассказывая об особенностях размещения ценных бумаг госкомпаний на международных рынках и связанных с этим рисках, партнер консалтинговой компании White&Case LLP Дмитрий Лапшин отметил, что одной из главных трудностей IPO приватизируемых компаний является вопрос стоимости. Государство обычно устанавливает некую «цену отсечения» акций, ниже которой не намерено опускаться. Это бывает связано с бюджетным законодательством или просто с установками правительства. Риски, в т.ч. специальные и страновые, с которыми могут столкнуться белорусские предприятия, здесь мало отличаются от тех, которые присущи компаниям всех растущих рынков. Инвесторы оценивают динамику публичного долга, рейтинги страны, макроэкономические факторы и обычно принимают комплексное решение.

Весьма спорным для отечественных предприятий является выбор конкретной фондовой площадки. Например, американские стандарты раскрытия информации — самые жесткие, но сейчас на всех международных рынках смягчаются требования, чтобы привлечь эмитентов и инвесторов. Происходит унификация «порогов» доступа, требований к периодической отчетности. В то же время возможности различных финансовых центров, их ресурсы и репутация существенно расходятся. Так, в рейтинге мировых финансовых центров, подготовленном компанией Z/Yen Group, в текущем году 1-е место занимает Нью-Йорк, 2-е — Лондон, 3-е — Гонконг, 11-е — Франкфурт-на-Майне, 49-е — Пекин, 73-е — Москва.

Универсального рецепта выбора площадки участникам круглого стола никто предложить не смог. Взамен эксперты рекомендуют принимать во внимание детали: размер сделки, известность бренда компании в стране размещения и среди потенциальных инвесторов, требования биржи к эмитентам. По мнению Д.Лапшина, не совсем правильно и неэффективно, когда эмитент до последнего момента колеблется, где проводить размещение. Поскольку требования везде разные, вся подготовка к IPO должна быть заранее сориентирована на конкретное место.

Управляющая по развитию бизнеса — первичного рынка в России и СНГ Лондонской фондовой биржи Аюна Нечаева отметила, что для компаний из постсоветских стран одна из основных трудностей — соответствие британскому кодексу корпоративного управления, если возникает желание разместить свои бумаги в премиальном сегменте Лондонской биржи. В бумаги компаний СНГ вкладываются профессиональные, институциональные инвесторы. Они особенно остро реагируют на новости о компании, поэтому важно раскрывать все риски в проспекте эмиссии. Этот раздел привлекает больше всего внимания. Если инвесторы получили представление о рисках, то более сдержано оценивают динамику внутреннего развития компании.

В 2011–2012 гг. случалось, что компании не доводили процедуру подготовки IPO до конца. Чаще всего это было связано с различными ожиданиями по поводу оценки бизнеса у ключевого акционера и потенциальных инвесторов. При этом не всегда помогало и посредничество консультантов, в т.ч. инвестбанков. Тут акционерам можно лишь посоветовать иметь реалистичные представления о стоимости своего бизнеса, а инвесторам — меньше бояться, полагает А.Нечаева. Сейчас ситуация стабилизируется, компании и инвесторы лучше понимают друг друга, и к моменту эмиссии примерно знают, какая цена на бумаги будет заявлена.

Лондонская фондовая биржа и Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках Великобритании (FCA) предъявляют стандартный набор требований листинга как к британским, так и к иностранным компаниям. В частности, это наличие заверенной финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО), включение независимых членов в совет директоров компании, не менее 25% ценных бумаг на руках у публичных инвесторов (free float), минимальная рыночная капитализация не менее 700 тыс. фунтов стерлингов, а также отсутствие ограничений на передачу ценных бумаг. В 2013 г. 105 компаний провели IPO на общую сумму 19,6 млрд. USD на Лондонской бирже, а в январе– феврале 2014 г. первичные размещения здесь провели 11 компаний, которые привлекли в общей сложности 2,6 млрд. USD — в 4,5 раза больше, чем год назад. Впрочем, очередное обещание ФРС окончательно завершить в текущем году программу количественного смягчения способно серьезно снизить активность на мировых фондовых рынках.

Но главным «тормозом» сегодня стала политика. По оценкам Macro Advisory, в этом году частные российские компании готовили IPO в Лондоне на сумму около 25 млрд. USD. Однако интервенция в Украине привела к резкому падению котировок российских бумаг, а затем к ралли на биржах. Ряд компаний уже отложили IPO до лучших времен. Сегодня вряд ли кто-то может прогнозировать, когда они настанут. Например, Госдепартамент США открыто рекомендовал инвесторам воздержаться от покупки российских акций. Однако любители рисков, напротив, готовы приобретать бумаги компаний РФ в надежде, что как только ситуация стабилизируется, они пойдут вверх. Адреналина добавляет заявление президента Б.Обамы о том, что США и их союзники готовы предпринять некие «еще более разрушительные экономические действия» в отношении России. Тем временем иные российские топ-менеджеры (например, глава «Роснефти» Игорь Сечин) скупают акции своих компаний. На этом фоне на зарубежных фондовых площадках создается атмосфера неопределенности и скептицизма, способствующая спекулятивным операциям и мало подходящая для проведения IPO. При этом считается наименее рискованным приобретение депозитарных расписок — ADR/GDR. Спрэды между ними и местными акциями растут, что позволит спекулянтам хорошо заработать, особенно если конфликт России и Запада не зайдет слишком далеко. Впрочем, в самые смутные времена находились любители рискнуть, невзирая на политическую обстановку.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений