Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
02.04.2013 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАЛЕТ НА БАЗУ©

Решение о повышении с 1 апреля базовой арендной величины до 86 тыс. Br в соответствии С понедельника базовая арендная величина в Беларуси увеличилась почти на 60%. Соответственно, вырастет и плата за аренду, что вызвало протесты арендаторов и некоторых бизнес-союзов. Однако у другой части делового сообщества — тех, кто сдает помещения, есть свои причины для недовольства.
С понедельника базовая арендная величина в Беларуси увеличилась почти на 60%. Соответственно, вырастет и плата за аренду, что вызвало протесты арендаторов и некоторых бизнес-союзов. Однако у другой части делового сообщества — тех, кто сдает помещения, есть свои причины для недовольства.
 
Решение о повышении с 1 апреля базовой арендной величины до 86 тыс. Br в соответствии С понедельника базовая арендная величина в Беларуси увеличилась почти на 60%. Соответственно, вырастет и плата за аренду, что вызвало протесты арендаторов и некоторых бизнес-союзов. Однако у другой части делового сообщества — тех, кто сдает помещения, есть свои причины для недовольства.

с постановлением Совмина от 13.03.2013 №172 вызвало весьма негативную реакцию части делового сообщества. К примеру, в МССПиР уверяют, что этот шаг пагубно скажется на судьбе белорусского бизнеса, ухудшит его конкурентоспособность на евразийском экономическом пространстве и, в частности, приведет к росту цен на 7–12%.

Однако призывы бизнес-союзов государство не услышало. Впрочем, это и неудивительно. Применение базовой арендной величины было предусмотрено Указом Президента от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», вступившим в силу ровно год назад. При этом в соответствии с п. 10 Указа № 150 договоры аренды имущества, заключенные до 1 апреля 2012 г. и действующие после этой даты, в пятимесячный срок должны были быть приведены в соответствие с данным Указом. При этом размер арендной платы по указанным договорам аренды с 1.04.2012 г. рассчитывался исходя из базовой арендной величины, установленной в соответствии с подп. 2.1 Указа № 150, — 54 тыс. Br. Там же было указано, что этот показатель будет ежегодно устанавливаться Совмином с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год к предшествующему и применяться с 1 апреля.

До того в соответствии с Указом от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» арендная плата вносилась в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленной на день оплаты. Учитывая, что в разгар гиперинфляции базовая величина не менялась и поднялась с 35 до 100 тыс. Br только с 1.04.2012 г., арендаторам почти повезло: трехкратное увеличение аренды добило бы их тогда окончательно. По сути, это и был адаптационный период. Однако арендодателям-госпредприятиям замораживание их доходов вряд ли доставило удовольствие: получилось, что они пострадали от гиперинфляции больше других. Если в апреле 2011 г. к апрелю 2012 г. потребительские цены выросли вдвое, а на промышленную продукцию — в 2,4 раза, то ставка аренды увеличилась «всего» на 54,3% и не менялась до вчерашнего дня, хотя цены выросли со времени вступления в силу Указа № 150 еще более чем на 20%. Свою лепту в инфляцию внесли все, кто повышал цены, в т.ч. арендаторы и «счастливые» собственники недвижимости — на свои товары и услуги, государство — на цены и тарифы, которые оно регулирует, плюс увеличение акцизов и еще ряда налогов. У арендодателей, подпадавших под действие указов № 518 и 150, такой возможности не было. Для них (тоже являющихся частью делового сообщества, хотя и менее многочисленной) сдерживание размеров аренды показателем, устанавливаемым раз в год, — досадная помеха, не позволяющая регулярно индексировать свои доходы и расходы по мере инфляции.

Свои проблемы у частников-арендодателей, определяющих ставки аренды в «у.е.», не привязываясь к базовой величине. Курс доллара нынче довольно стабилен, евро то и дело вообще падает, а потому валютные риски — особая тема арендного бизнеса. Помнится, арендодатели, устанавливавшие ставки в евро, в кризисном 2011 г. вели себя по-разному: одни становились в позу «плати по курсу или съезжай», другие фиксировали курс или вводили договорной его вариант, чтобы сохранить постояльцев. Именно в такие времена проверяется, способны ли предприниматели договариваться и проявлять солидарность (не ради красивых идеалов, а по вполне деловым соображениям: спасая твой бизнес, я спасаю свой) или готовы топить партнера и клиента ради сиюминутной выгоды, живя по гулаговскому принципу «умри ты сегодня, а я — завтра».

Почему-то суета вокруг новой базовой арендной величины началась лишь накануне ее утверждения. Но «адаптационный период», который «должен снизить степень негативного удара», по сути, был, и немаленький — целый год. Вот только использовали его по-разному. Одни по мере возможности плавно поднимали цены, сознавая, что с увеличением арендных платежей норма прибыли несколько сократится, другие, указов не читающие и вычислениями себя не утруждающие, повышают цены всегда — если спрос позволяет. Кто-то помечтал, что государство в последний момент пожалеет и помилует, а со вчерашнего дня взвинтил цены под очередным благовидным предлогом.

За прошедший год, наверное, можно было в промежутке между совещаниями и обещаниями провести глубокий анализ и оценить влияние на бизнес норм Указа № 150 (хотя сделать это надо было до его принятия). Глядишь, и обнаружили бы, что «таргетирование» одной из статей затрат провоцирует отложенную, скрытую инфляцию издержек, а потому порочно само по себе. Вместо этого с государственного олимпа периодически сообщается, что «оснований для роста инфляции мы не видим»…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений