Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
30.10.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нагрузили госстатотчетностью©

В Беларуси со следующего года изменяется перечень организаций, которые должны представлять государственную статистическую отчетность о результатах деятельности по энергосбережению. Данное решение утверждено постановлением Белстата от 1.10.2012...

В Беларуси со следующего года изменяется перечень организаций, которые должны представлять государственную статистическую отчетность о результатах деятельности по энергосбережению. Данное решение утверждено постановлением Белстата от 1.10.2012 № 151, которым внесены изменения в постановление того же ведомства от 1.08.2011 № 205.

Отчитываться о выполнении мероприятий по экономии ТЭР и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) будут несколько категорий организаций:

– госорганизации, подчиненные (входящие в состав) госорганам (организациям), которым правительством доводится показатель прогноза социально-экономического развития страны по энергосбережению (далее — госорганы);

– хозобщества, акции (доли в уставных фондах) которых в размере более 50% находятся в госсобственности и переданы в управление госорганам;

– хозобщества с долей госсобственности в 50% и менее, управляемых госорганами, у которых суммарное потребление обобщенных энергозатрат за предыдущий год составляет 100 т у.т. и более;

– прочие юрлица, входящие в состав указанных выше госорганизаций, с объемом обобщенных энергозатрат за предшествующий год 100 т у.т. и более;

– юрлица, у которых такие энергозатраты за предыдущий год равны или превышают 1000 т у.т.;

– обособленные подразделения перечисленных выше юрлиц, имеющие отдельный баланс.

До принятия постановления № 151 обязанность по представлению отчетности была у госорганизаций, подчиненных госорганам, со среднегодовой численностью работников 16 человек и более, а также коммерческих организаций (кроме банков и крестьянских (фермерских) хозяйств), не имеющих ведомственной подчиненности, со среднегодовой численностью работников свыше 250 человек, т.е. зависела от численности работников.

Безусловно, новый подход к представлению госстатотчетности в сфере энергосбережения более справедлив. Как показала практика, организации с большим числом работников, занятые прежде всего в сфере услуг, зачастую потребляют значительно меньше ТЭР, нежели предприятия с малой численностью занятых, занимающихся выпуском энергоемкой продукции, поскольку печи, котлы и станки «съедают» гораздо больше электроэнергии, чем сотни компьютеров, собственники которых вынуждены сейчас изыскивать способы сокращения энергопотребления. В результате в некоторых организациях людям приходится работать буквально в полутьме, чтобы уложиться в нормативы по ТЭР и не попасть под действие штрафных санкций.

Инициатива по пересмотру перечня организаций, представляющих отчеты по энергосбережению, исходила от Госстандарта, в котором данная деятельность находится в ведении Департамента по энергоэффективности (далее — Департамент). Последним недавно обнародована статистика выполнения заданий по энергосбережению за 8 месяцев т.г., согласно которой установленные показатели не выполнили г. Минск и Витебская область. В отраслевом разрезе из 23 министерств, концернов и объединений доведенные показатели не «покорились» Минстройархитектуры, Минспорту и концерну «Беллесбумпром». Показатель по энергосбережению ГПО «Белэнерго» составил всего -213,1 тыс. т у.т. при годовом задании -320 тыс. т у.т.

Впрочем, этот «рейтинг» не стоит абсолютизировать. Похоже, не столь высока его значимость и для правительства. Так, постановлением Совмина от 10.09.2012 № 839 показатели по энергосбережению для Минжилкомхоза -5% и Белкоопсоюза -4% просто исключены из прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2012 г. Да и решение задачи повышения энергоэффективности отечественной экономики мало зависит от организаций того же Минспорта или Минкультуры, а определяется в первую очередь успехами в энергосбережении предприятий и отраслей, характеризующихся высоким энергопотреблением.

Ситуация же такова, что наша страна к настоящему времени исчерпала возможности дешевого энергосбережения и вступила в эпоху среднезатратного энергосбережения. Это один из главных выводов XVII Белорусского энергетического и экологического форума, проходившего в октябре в Минске. Сегодня согласно расчетам Института энергетики НАН энергосбережение 1 т у.т. Беларуси обходится в среднем в 450 USD.

Так, в I полугодии 2012 г. на финансирование программ энергосбережения всех уровней было направлено, по данным Департамента, 3,2 трлн. Br, что позволило сэкономить 677,9 тыс. т у.т. ТЭР. В финансовом выражении за январь–июнь экономия составила 1,21 трлн. Br, учитывая, что стоимость 1 т у. т. в 2012 г. установлена в размере 210 USD по курсу 8500 Br.

В Институте энергетики НАН, по словам его главного научного руководителя академика Александра Михалевича, критически относятся к методикам Департамента по определению эффективности энергосберегающих мероприятий, полагая, что считать ее необходимо кумулятивным методом, т.е. учитывать эффект энергосбережения и в последующие годы.

Выбор математического аппарата — вопрос далеко не праздный, поскольку от него в конечном счете зависит оценка результатов энергосбережения. Между тем в настоящее время в выполнении заданий по энергосбережению много субъективизма, поскольку далеко не все организации способны на практике осилить нормативно-методическую базу по вопросам энергосбережения, в частности, расчет целевых показателей. «Кто как считает, тот так и выполняет», — выразил суть проблемы зампред Брестского облисполкома Николай Кривецкий, призвавший усовершенствовать методологию оценки энергосберегающих мероприятий.

В соответствии с постановлением № 151 утратила силу норма постановления № 205, позволявшая организациям определять экономию ТЭР по данным приборного учета при полной сопоставимости (совпадении) всех факторов, влияющих на этот показатель (изменение объемов производства продукции, услуг, работ, ассортимент продукции, состав сырья, его влажность, погодные условия и т.п.) до и после мероприятия по энергосбережению. В 2013 г. отчитываться придется путем расчетов с использованием Методических рекомендаций по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий, утвержденных Комитетом по энергоэффективности при Совмине 22.12.2003 г., данных режимно-наладочных испытаний, контрольных замеров и технической документации, подтверждающей достигнутый энергосберегающий эффект.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений