Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
16.12.2011 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Надо немного подождать©

Валовой внутренний продукт Беларуси за январь—ноябрь 2011 г. составил 249,4 трлн. Br, что на 5,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, сообщает Белстат. Таким образом, рост экономики оказался существенно ниже запланированных прогно...

Валовой внутренний продукт Беларуси за январь—ноябрь 2011 г. составил 249,4 трлн. Br, что на 5,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, сообщает Белстат. Таким образом, рост экономики оказался существенно ниже запланированных прогнозом социально-экономического развития 9—10%.

За 11 месяцев текущего года выпущено на 290,5 трлн. Br промышленной продукции, что на 9,5% больше, чем годом ранее (годовой прогноз — 9–9,5%), продукции сельского хозяйства — на 58,4 трлн. (рост на 6,5% при прогнозе на год 7–8%). Инвестиции в основной капитал выросли на 15,6%, до 76,1 трлн. Br. Объем введенного в эксплуатацию жилья за год сократился на 16,4% и составил 4566,9 тыс. м2 при годовом прогнозе 7500 тыс. м2. Грузооборот транспорта составил 60,4 млрд. ткм, что на 5,9% больше, чем в январе–сентябре 2010 г. Розничный товарооборот достиг 98,6 трлн. Br, что на 7,5% больше, чем годом ранее, причем в ноябре т.г. он был на 6,7% меньше, чем в предыдущем месяце, в т.ч. розничный товарооборот общественного питания, составивший за 11 месяцев 4,5 трлн. Br, оказался на 1,4% меньше, чем в январе–ноябре 2010 г., а в ноябре т.г. — на 10,3% меньше, чем в октябре.

Наибольших успехов удалось добиться лишь в сфере технического прогресса. Удельный вес отгруженной инновационной продукции составил в январе–ноябре т.г. 17,2% в общем объеме отгруженной продукции при годовом прогнозе 12–13%.

Если в 2011 г. рост отечественной экономики складывается несколько меньше запланированного, то на следующий год различные эксперты тоже не скупятся на мрачные прогнозы. Исключение составляет центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР). Его директор Евгений Винокуров сообщил недавно, что долгосрочный экономический эффект от интеграции в рамках Евразийского экономического пространства (ЕЭП) для Беларуси составит 15% ВВП — больше, чем для Казахстана (4%), России (2%) и Украины (6,5%) вместе взятых, в случае ее присоединения к этому проекту.

Прогноз, охватывающий 20-летний период, является предварительным. По словам Е.Винокурова, цифры будут уточняться, причем скорее всего — в сторону увеличения. Столь высокий эффект интеграции для Беларуси директор центра объясняет меньшим размером экономики по сравнению с Россией и меньшей зависимостью от экспорта сырья, чем у союзников. Е.Винокуров пояснил, что экономический эффект достигается за счет снижения тарифных барьеров, а также за счет технологического сближения, единого техрегулирования, общих правил на рынке и других преимуществ, которые несет создание ЕЭП. При этом он уверяет, что названные «приличные цифры — не фантастические, а достаточно реалистичные. За них стоит побороться, но не стоит ожидать от ЕЭП решения всех проблем — это не панацея, а дополнительный эффект экономического развития». Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза и председатель научного совета центра Сергей Глазьев в интервью радиостанции «Сити-FM» заявил, что общий эффект от создания Единого экономического пространства на 4 государства до 2030 г. оценивается в 1100 млрд. USD дополнительного продукта, из которых более 700 млрд. USD приходится на Россию.

Независимые специалисты настроены менее оптимистично. Во-первых, Украина пока отнюдь не стремится в ЕЭП. Во-вторых, казахстанский аналитик Александр Дмитриев считает, что сложно рассуждать о конкретной прибыли от ЕЭП: «Здесь слишком много факторов, многие из которых вступают в конфликт друг с другом. Разумеется, усиление экономического сотрудничества теоретически должно приводить к увеличению доходов, ускоренному росту ВВП. Однако вопрос в том, насколько усилится взаимодействие после подписания всех этих актов о вступлении стран в Таможенный союз, ЕЭП и зону свободной торговли. Этот вопрос особенно актуален в условиях кризиса, когда каждая страна выживает как может и протекционизм во многих сферах может усиливаться». Другие эксперты напоминают о различиях в экономике России, Беларуси и Казахстана, что не позволяет им конкурировать на равных, а также кивают на опыт Евросоюза, переживающего ныне масштабный экономический кризис, несмотря на тесную интеграцию, а отчасти и из-за нее самой.

Впрочем, все аргументы проверит время — надо лишь дождаться 2031 г.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений