Надежда оживает первой. — Премьер-министр видит положительные тренды в экономике
Показатели по итогам I квартала 2017 года доказывают, что в экономике страны происходят положительные изменения, заявил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков 14 апреля во время рабочей поездки в Гродненскую область.
Глава правительства побывал в ОАО «Красносельскстройматериалы», где его проинформировали о работе по снижению себестоимости выпускаемой продукции и наращиванию ее экспорта. Надо полагать, многочисленные меры господдержки цементной отрасли должны здесь вот-вот дать ожидаемый результат.
Также премьер-министр ознакомился с принимаемыми мерами по увеличению экспорта товаров и диверсификации рынков сбыта в ОАО «Беллакт», с результатами работы по техническому переоснащению ОАО «Волковысский мясокомбинат», с ходом весенних полевых работ в Гродненской области. На примере фруктового сада КСУП «Неверовичи» Волковысского района был рассмотрен вопрос о развитии плодоводства в регионе.
Отвечая на вопросы журналистов, глава правительства отметил положительный тренд в экономике Беларуси. «Целый ряд показателей по итогам I квартала 2017 г. показывает, что в экономике происходят положительные изменения, – считает А. Кобяков. – Эти показатели складываются из конкретных ручейков, в том числе тех предприятий, которые мы сегодня посещаем».
«Сегодняшняя поездка вселяет определенный оптимизм, – уверяет премьер-министр. – Да, есть проблемы, над которыми мы будем работать, но в целом, я считаю, экономика становится на положительный тренд, который в ближайшее время будет еще более серьезно обозначен».
Премьер-министр заявил, что во время поездки обращал внимание прежде всего на финансовое состояние предприятий. По организациям переработки оно у премьер-министра не вызывает сомнений. ОАО «Беллакт» и ОАО «Волковысский мясокомбинат» были и остаются флагманами в этой сфере. «Они продолжают заниматься модернизацией, – подчеркнул А. Кобяков. – Это лишний раз подтверждает, что при нормальном управлении, несмотря на возникающие проблемы, всегда можно принимать эффективные решения, которые позволяют предприятиям нормально работать и развиваться».
Остается лишь разобраться с предприятиями, которые набрали валютных кредитов для проведения модернизации и теперь не могут по ним рассчитаться. Причину такой ситуации глава правительства объясняет так: «Цена продукции в долларовом эквиваленте в связи с ситуацией на внутреннем и внешнем рынках заметно изменилась к началу реализации инвестиционных проектов. Есть среднесрочные и долгосрочные проблемы по обеспечению своевременных возвратов уже реструктурированных кредитов, взятых на реализацию этих проектов».
Глава правительства призвал реализовать потенциалы указов от 4.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» и от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами». По-видимому, заложенных там мер все-таки недостаточно: А. Кобяков пообещал, что в ближайшее время в эти документы будут внесены «небольшие изменения».
Интересно, что, по мнению многих зарубежных экспертов, в т.ч. МВФ, большинство стран с формирующимся рынком, не богатых природными ресурсами выиграли от снижения цен на сырьевые товары. К сожалению, в Беларуси наблюдаются иные тенденции. Теперь правительству приходится принимать дополнительные меры по дальнейшему финансовому оздоровлению как ОАО «Красносельскстройматериалы», так и предприятий деревообработки, ряда машиностроительных предприятий и некоторых других. Между тем в текущей пятилетке декларировалось намерение радикально пересмотреть принципы такой помощи. Признавалось, что гарантированная господдержка отдельных секторов экономики и крупных организаций не стимулирует их к повышению эффективности использования вложенных средств. Директивное кредитование одних и дискриминация других субъектов хозяйствования в доступе к льготным кредитным ресурсам сдерживают развитие бизнеса в перспективных секторах экономики. Поэтому власти намеревались осуществить управляемое выведение из экономики неплатежеспособных государственных организаций, затраты на поддержку которых превышают отдачу от них. Однако на практике продолжаются попытки удержать такие предприятия на плаву с помощью реструктуризации прежних кредитов и долгов, а также новых вливаний.