Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
12.10.2007 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На рынке обуви «жуткий дисбаланс»

На отечественном обувном рынке «правит бал» зарубежный производитель

На отечественном обувном рынке «правит бал» зарубежный производитель. По оценке «обувщиков», он занял 80% нашего рынка. Чья это беда, а чья вина и что нам сделать, чтобы и отечественный производитель был доволен и потребитель не страдал? Своими соображениями на эту тему поделился с «Экономической газетой» генеральный директор Минского обувного ОАО «ЛУЧ» Николай СТРИЖ.

- Николай Федорович, расскажите, пожалуйста, как сегодня выглядит обувной рынок Беларуси. Кто на нем «правит бал» и где на этом балу место отечественного производителя?

— Согласно статистике, в Беларуси ежегодно продается 16,5 млн. пар обуви на сумму около 0,5 млрд. USD. По данным налоговых органов, сделанным на основе анализа продажи идентификационных марок, 80% присутствующей на рынке обуви — импорт. В том числе 12,5 млн. пар ввезено индивидуальными предпринимателями без таможенного декларирования. Т.е. это обувь, которая завезена из России, а произведена в Юго-Восточной Азии. Замечу, что покупателя чаще всего вводят в заблуждение, не раскрывая истинного производителя этой обуви.

Говоря о положении отечественного производителя, нельзя не сказать, что те условия, в которых он работает, существенно отличаются от условий, предоставляемых импортерам. Мы соблюдаем все необходимые стандарты и технические условия. Мы вынуждены вносить авансовые платежи по НДС при ввозе материалов и комплектующих, уплачивать таможенные пошлины на все виды ввозимых материалов и полуфабрикатов, оборудование и запасные части к нему. И это при том, что все это в стране не производится.

У нас, производителей, складывается впечатление, что на отечественном рынке намеренно создаются условия для присутствия чужих товаров. Посудите сами, Беларусь одна из немногих стран допускает экспорт необработанного кожевенного сырья, в то время когда собственные кожзаводы простаивают, материалов для обувных фабрик не хватает. Как следствие, продав 1 кг кожсырья за 1,2 USD, мы ввозим кожтовар по 3,4 USD. Кроме того, законодательство разрешает без ограничений применять надбавки на обувь, поступающую в розницу, но ограничивает 5-15% надбавки на материалы и комплектующие для производства обуви, ввезенные в республику. Обувь третьих стран поставляется из России без ограничений, без уплаты таможенных пошлин и НДС.

- В статистических отчетах легпром на первом месте среди тех, у кого большие запасы продукции на складах. Как обстоят дела с этим у вашего предприятия?

— Запасы запасам рознь. Сезонные накопления товаров — вынужденная ситуация. Оптовых баз у нас теперь уже нет, но где-то мы должны хранить подготовленный к сезону товар! Сроки реализации в обувной промышленности существенно сократились: 1-2 месяца на осенне-зимний ассортимент и 2-3 недели — на весенне-летний. В то время как работать надо целый год. Вот и накапливаем к сезону, чтобы потом быстро реализовать.

Все наши предприятия в совокупности производят 1,9 млн. пар обуви на сумму более 90 млрд. Br. Больше нас в Беларуси обуви делает только витебская группа «Марко». На складах наших предприятий нереализуемых запасов продукции нет.

- Какими достижениями могли бы похвастаться? Что удалось «модернизировать, внедрить и обновить» в последнее время?

— Наши предприятия ежегодно на 60% обновляют коллекцию обуви. Постоянно хорошим спросом пользуется обувь ЗАО «Сивельга», СП «Отико». Кстати, 27% обуви этого предприятия закупают индивидуальные предприниматели, 64% — уходят в Россию. Хорошая динамика продаж модельной обуви СП «Ле Гранд», восстанавливается производство детской обуви в СП «Чевляр».

В конце прошлого — начале этого года СП «Отико» открыло новый швейный участок, внедрило двухслойное литье подошв, что повышает их износоустойчивость. Ряд операций на этом предприятии выполняют роботы. ЗАО «Сивельга» приобрело новейший комплект обтяжно-затяжного оборудования, оснащенного компьютерной техникой, которая обеспечивает контроль за основными параметрами выполнения этих важнейших операций в сборке обуви.

Должен заметить, что в обувной промышленности полная автоматизация невозможна. Без ручного труда не успеешь за модой, не обеспечишь многомодельный одновременный выпуск. Для нас техническое перевооружение не есть суперактуальная задача. Гораздо острее проблема вымывания оборотных средств. Чтобы снять ее, необходимо создать рынок материалов и комплектующих изделий, обеспечить нормальный таможенный режим без взимания авансового НДС. Вот что является «точкой роста» обувной промышленности. И, конечно же, нужно бороться с контрабандой и контрафактом, как это делает Евросоюз.

- При подведении итогов работы экономики за первое полугодие прозвучала информация о том, что ежегодно отечественная обувная отрасль теряет в объемах порядка 150-200 тыс. пар обуви. Как вы считаете, почему это происходит и что необходимо сделать, чтобы остановить эту тенденцию? А может быть, она вообще не характерна для вашего предприятия?

— Мне неизвестно о том, что есть такая тенденция. Насколько я знаю, у крупнейших производителей (СОО «Марко», СП «Белвест», наших предприятий «Сивельга», «Чевляр», «Отико», «Рейлит») идет прирост. По группе МО ОАО «Луч» в 2006 г. он составил 114 тыс. пар. Положительная динамика и по итогам первого полугодия 2007 г. На мой взгляд, речь может идти о сокращении количества пар какой-то определенной модели, что является следствием изменения ассортимента. Полагаю, что каждую тенденцию нужно глубоко исследовать.

Хотя проблемы, которые необходимо решать отрасли, есть. Мы (это позиция большинства руководителей обувных предприятий) должны увеличивать выпуск продукции, в т.ч. и в парах, отвоевывая обратно свой рынок и наращивая экспорт. Пока это еще возможно — есть кадры, технологии, оборудование. Правда, не хватает оборотных средств, качественных материалов, комплектации.

- Понятно, что у производителей есть свои проблемы, однако решать их, видимо, нельзя за счет потребителя. Не секрет, что отечественная обувь, которая действительно и крепкая, и добротная, не такая модная, не такая изысканная и красивая, как импортная. Почему так происходит? Можно ли это как-то изменить?

— Что касается ассортимента, то, наверное, этот упрек оправдан. Однако дело не в том, что мы менее инициативны и «разворотливы». Если бы к импортной обуви с ее тонкой подошвой и кожей предъявили те требования, которым должна соответствовать наша, то на белорусский рынок она бы вряд ли попала. В этом, кстати, тоже дискриминация по отношению к отечественному производителю. Кроме того, есть сложности с получением «модной» фурнитуры. У нас в стране ее почти не производят. Пока мы найдем ее где-то на внешних рынках, пока посмотрим образцы, пока закажем, пока все это полежит на таможне…мода и проходит.

Да, мы очень зависим от потребителя, как и все производители товаров народного потребления. Проблема не в этом. Проблема рынка товаров потребления — государственная, а мы только одни из участников рынка. По мнению французского экономиста А.Обер-Крие, национальный рынок в равновесии, когда на нем присутствует 50% отечественных товаров. У нас на рынке обуви жуткий дисбаланс — 80% импорта. В будущем нас ждут новые испытания, если мы не изменим подходы к формированию отечественного рынка потребительских товаров. В случае вступления в ВТО Россия разрешит беспошлинно продавать кожсырьевые ресурсы и ввозить обувь с пошлиной 0,7 EUR за пару. У нас граница открыта…

Обувь при этом дешевле не станет, просто она вся будет импортной. Вместе с отечественным производителем исчезнут и отечественные операторы рынка — они не будут нужны как проводники товара, появятся иностранные торговые сети и прочая инфраструктура. Кроме того, ежегодно около 1 млрд. USD мы будем тратить на приобретение обуви, развивая экономику других стран.

Беседовала Валентина ВЕШТОРТ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by