Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Цены
29.05.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №39 (2338) от 29.05.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мягкое регулирование: мораторий на стоимость услуг не вводили, но некоторые тарифы придержат

Фото: TOM WANG/TASS

В минувший вторник у Главы государства состоялось совещание о ситуации на потребительском рынке. По его итогам многие СМИ сообщили, что в Беларуси вводится мораторий на повышение стоимости услуг образования, транспорта и связи. Как выяснила «ЭГ», это не так.

Полноценный мораторий на рост цен в Беларуси действовал почти 3 месяца в конце 2014 – начале 2015 го­дов. Вход в него для бизнеса был болезненным, выход – постепенным. Казалось, подобные меры повторяться не будут. Но совсем недавно, в конце марта, Совмин принял извест­ное постановление № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», которым ограничивался рост цен по всем позициям и по всей цепочке поставок не более 0,5% в месяц. Благо, оно продержалось меньше месяца.

Сейчас же в действительности речь идет о решении в ближайшие месяцы не повышать цены на часть услуг, порядок регулирования которых определен Указом от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).

По словам министра торговли Владимира Колтовича, МАРТ решило «приостановить повышение запланированных тарифов на образование (вместе с Минобразования), тран­спорт и связь». Глава ведомства пояснил, что оно вернется к обсуждению вопроса по итогам июня: при уменьшении темпов инфляции от ограничений откажутся, и тарифы могут быть повышены.

«Повышение цен и тарифов на некоторые услуги согласовывается по Указу № 72. Запланированное повышение прописывается заблаговременно. Если оно планировалось в апреле-июне, его осуществлять не будут», – пояснили «ЭГ» в пресс-службе МАРТ.

При этом никакие огульные запреты на рост цен не вводились и не планируются.

Согласно Указу № 72 МАРТ наделен полномочиями регулировать цены на такие услуги, как транспортировка нефти и газа, электроснабжение, услуги транспортных терминалов, аэропортов, аэронавигационные услуги, охранные услуги Департамента охраны МВД, пассажирские и транспортные железнодорожные перевозки, услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта, электро­связи и почтовой связи общего пользования.

То есть речь идет только о части регулируемых министерством цен и тарифов. Минобразования же может регулировать только цены на образовательные программы высшего, среднего специального образования на платной основе в госучреждениях.

 

Основной рост – по регулируемым позициям

На самом совещании было сказано, что обеспечение внутреннего рынка, а также ценовая ситуация на нем, несмотря на связанный с пандемией COVID-19 кризис, «управляема, прогнозируема и стабильна», нет дефицита и ажиотажа ни по одной товарной группе.

Тем не менее, Александр Лукашенко подчеркнул: «Не надо тут рассуждений по поводу того, что рынок все отрегулирует», и при необходимости государство вновь вмешается в ценообразование.

Однако, как показали события пятилетней давности, «дефицит и ажиотаж» возникают как раз тогда, когда цены регулируют в полную силу. Наверняка это понимают и в правительстве: вызвавшее критику постановление № 184, скорее, было призвано сбить резко возникший инфляционный навес в краткосрочном периоде. Поэтому фокус регулирования быстро сместили на социально значимые товары, медтовары и дезинфицирующие средства (по­следнее актуальное решение – постановление МАРТ от 15 мая № 41).

Индекс потребительских цен за январь-апрель составил 103,3%, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом цены выросли на 4,8%. При этом цены на услуги выросли на 3,8%. Сильнее всего подорожали электро- и водоснабжение, пассажирские перевозки, образовательные услуги, т.е. те сферы, где ценообразование во многом подконтрольно государству.

Желание вложиться в официальный прогноз по росту цен не выше 5% понятно. Однако верстался он, пускай и в неопределенности по ценам на энергоносители, но никак не в ожидании прихода коронавируса и последовавших в мире неурядиц. Сейчас вообще рискованно полагаться на прогнозные документы.

С другой стороны, возникшее на фоне пандемии падение спроса может выступить естественным ограничителем инфляции. По мнению главы Нацбанка Павла Каллаура, ее ускорение временное.

«В ближайшие месяцы усилится дезинфляционное влияние со стороны совокупного спроса, в результате чего интенсивность роста цен замедлится до уровня, наблюдавшегося в конце прошлого года», – заявил он на недавнем брифинге.

 

Мнение

Кирилл Гайдук, экономист Всемирного банка по Беларуси:
  – Мы видим, что небольшое ускорение инфляции вызвано факторами иного порядка, не связанными с ситуацией на потребительском рынке. В других странах сейчас мы не наблюдаем инфляционных скач­ков. В рецессию развитие инфляционных процессов маловероятно, поэтому ценовое регулирование не является мерой, объективно отвечающей моменту. Цены на ряд товаров ограничены до конца июня и вряд ли их регулирование будет практиковаться в дальнейшем. Всемирный банк прогнозирует, что инфляция в Беларуси в годовом выражении составит 8,4%.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by