Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
25.11.2011 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МОБИЛИЗАЦИЯ ПЛАНА©

Правительство Беларуси по требованию Президента повышает целевой прогноз роста отечественной экономики в 2012 г. до 105–105,5% ВВП. Об этом шла речь во вторник на совещании у главы государства по проектам прогноза, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год. Судя по заявлениям, достигать напряженных целей намерены различными методами, в чем-то даже антагонистичными. С одной стороны, обещано сохранить рыночное курсообразование национальной валюты и заинтересовать инвесторов налоговыми послаблениями, с другой — вновь в ходу заявления о необходимости контролировать цены и рост объемов производства.

Правительство Беларуси по требованию Президента повышает целевой прогноз роста отечественной экономики в 2012 г. до 105–105,5% ВВП. Об этом шла речь во вторник на совещании у главы государства по проектам прогноза, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год. Судя по заявлениям, достигать напряженных целей намерены различными методами, в чем-то даже антагонистичными. С одной стороны, обещано сохранить рыночное курсообразование национальной валюты и заинтересовать инвесторов налоговыми послаблениями, с другой — вновь в ходу заявления о необходимости контролировать цены и рост объемов производства.

На этот раз роль локомотива отведена промышленности, доля которой в ВВП, по информации пресс-службы Президента, должна увеличиться на 2,1 процентных пункта — до 34%. При этом экспорту промышленной продукции предстоит вырасти на 10% и принести в страну до 7,5 млрд. USD валютной выручки. Задание для аграрного сектора более скромное — 104,2% к уровню текущего года. Не столь радикальны теперь и намерения правительства замедлить темпы жилищного строительства. В будущем году планируют построить 5,7 млн. м2 жилья, из них с господдержкой более 2 млн. м2. Чтобы подстегнуть процесс, для уже сформированных и имеющих открытое банковское финансирование жилищно-строительных кооперативов обещано сохранить условия кредитования 2011 г. Правительство также рассчитывает, что гражданам, не получающим господдержку, помогут профсоюзы и предприятия.

Ключевая задача на 2012 год — сокращение затрат и экономия ресурсов. В частности, на 3% должна снизиться материалоемкость производства, что, по мнению властей, повысит конкурентоспособность нашей продукции на внутреннем и внешних рынках. Облегчить финансовое бремя призвано и снижение налоговой нагрузки. Одним из шагов в этом направлении, как заявил министр финансов Андрей Харковец, станет снижение с 1 января налога на прибыль с 24% до 18%. Это будет самая низкая ставка налога в Таможенном союзе и одна из наименьших в Восточной Европе, отметил министр. При этом он не стал давать характеристику уровня ставки НДС, оказывающей значительно более серьезную нагрузку на бизнес, при том что у нас она самая высокая и в ТС, и по сравнению со многими восточноевропейскими соседями.

А вот на такой статье себестоимости, как зарплата, решено не экономить. Наоборот, правительство обещает, что в 2012 г. реальные доходы граждан вырастут. Следовательно, начисленные суммы зарплат, пенсий и других доходов должны расти существенно быстрее цен.

В новом году не должна повториться ситуация, когда прогнозы, установленные Указом от 19.11.2010 № 596, оказались не выполнены по целому ряду ключевых показателей. Президент А.Лукашенко считает, что «сегодня требуется глубокий анализ сложившейся ситуации, чтобы строить планы не на песке, а на реальной почве». Президент констатировал, что «годовой прогноз этого года не будет выполнен. И по промышленности, и по сельскому хозяйству, и по строительству жилья, и по модернизации производства — масса проблем. Тревожнее всего — ухудшение благосостояния людей, по которым больно ударила инфляция». А.Лукашенко отметил, что «сложившаяся ситуация в банковской сфере также не способствует выполнению прогноза на текущий год. Особенно это касается стоимости кредитных ресурсов». По мнению главы государства, «отбросив сложившуюся практику регулирования цен и других экономических процессов, мы получили негативные результаты и серьезные проблемы, для решения которых теперь надо тратить дополнительные усилия и средства».

Правительство прогнозирует в 2012 г. инфляцию на уровне 19–22% — существенно меньше, чем в нынешнем году. Чтобы сдержать раскручивание инфляционно-девальвационной спирали придется отказаться от эмиссионного кредитования экономики. И премьер Михаил Мясникович, и председатель Нацбанка Надежда Ермакова заверили, что в 2012 г. печатный станок не будет использоваться для инвестиционного финансирования реального сектора. Впрочем, одним только монетарным влиянием дело может не ограничиться. М.Мясникович пообещал жесткий внутренний контроль за ценами в режиме «ручного управления экономикой страны».

Пока рано предполагать, ждет ли субъектов хозяйствования возврат к временам тотального регулирования ценообразования, включая ограничение торговых надбавок, предельных индексов роста цен, обоснования цен калькуляциями с расшифровкой статей затрат и штрафов за малейшие отклонения от нормативных предписаний.

Ведь отмена этих мер в соответствии с Директивой № 4 стала для белорусского бизнеса чрезвычайно важным символом новых, партнерских отношений с государством. Нынешнюю инфляцию нельзя объяснить исключительно отказом от госрегулирования ценообразования и вряд ли можно исправить ситуацию одним «ручным режимом».

Однако, по-видимому, этот же режим потребуется и для выполнения заданий по темпам роста ВВП, достичь которых без эмиссионной подпитки, как в прежние годы и, тем более, в случае возврата к административному сдерживанию цен будет крайне сложно. В верхних эшелонах власти еще продолжается полемика относительно целесообразности свободного ценообразования и других атрибутов рыночной экономики. Так, если помощник Президента Сергей Ткачев выступил за жесткий ценовой контроль, то вице-премьер Сергей Румас полагает, что такой шаг негативно отразится на состоянии экономки в следующем году. Со своей стороны Президент Александр Лукашенко заявил, что его серьезно беспокоит то, что «правительство слишком увлеклось рыночными реформами и пытается, думаю, по недопониманию изменять политику и программные установки, которые были приняты на четвертом Всебелорусском народном собрании». «Политика проводилась правильная и в этом ключе будет проводиться», — заявил глава государства.

А вот “предлагать ту шоковую терапию, которую еще в 90-е годы все мы проходили, на чем обожглись и мы, и соседи, сегодня непозволительно”, -- считает А.Лукашенко. — Если тогда эта политика, в какой-то мере, была простительна, потому что находилась под влиянием различных западных фондов и экспертов, доверились ей, не понимая ее реальных последствий, то сейчас нельзя наступать на те же грабли. Теперь Запад и сам обжегся, и решает, как обуздать стихию рынка".

Президент Беларуси отметил, что в борьбе с этой стихией на Западе «не останавливаются перед национализацией, повсеместным усилением государственного контроля и управления социально-экономическими процессами». Нельзя только защищать интересы коммерсантов, надо помнить и заботиться о благе тех людей, которые сеют и пашут, стоят у станка и строят дома, управляют транспортом, лечат больных и учат детей. У них есть еще семьи, которые надо кормить, одевать, обувать, напомнил Президент.

Заметим, что, несмотря на ужесточение госрегулирования в некоторых сферах, степень экономической свободы на Западе остается куда выше, чем в белорусской государственно-административной модели, претерпевшей после принятия Директивы № 4 некоторые либеральные изменения. К тому же, несмотря на все экономические катаклизмы, которые сегодня переживают Евросоюз и США, они по-прежнему опережают развивающиеся страны по показателям экономической эффективности, включая производительность труда и ВВП на душу населения. А как раз эти характеристики современных рыночных экономик и позволяют трудящимся получать значительно более высокие, чем у нас доходы, потребляя блага в большем объеме. С другой стороны, чрезмерное потребление, избыток бюджетных расходов и завышенные социальные обязательства государства привели некоторые страны к долговому кризису, который, в свою очередь грозит Западу затяжной рецессией. А это, в свою очередь, угрожает падением темпов роста экономик развивающихся стран, зависящих от сбыта своей продукции в ЕС и США, а также снижением цен на ряд сырьевых товаров, в т.ч. нефти.

Все это действительно заставляет Запад искать новую модель развития. Правда, основные постулаты рыночной экономики там отрицают немногие. Под огнем критики западных экономистов прежде всего —модель кредитного поддержания спроса, основанная на чрезмерно мягкой монетарной политике государства. Перепроизводство долга и риски, которые стали не по силам финансовой системе породили нынешние проблемы стран «золотого миллиарда». С другой стороны, свободное движение товаров и капитала не привело к выравниванию конкурентоспособности даже внутри ЕС, породив новые противоречия в еврозоне между «ядром» и периферией. Доступ к дешевым кредитным ресурсам не смог компенсировать последней относительную отсталость менеджмента, более низкую квалификацию персонала и производительность труда.

Из ошибок западной экономики уроки, в первую очередь, могли бы извлечь те, кто их еще не делал — толерантно называемые сегодня «странами с формирующимися рынками», включая Беларусь. Впрочем, можно по-прежнему считать главным приоритетом собственные планы развития, не отказываясь от них ради какой-то трансформации экономики и повышения рыночной эффективности. «Исходить из 5—5,5% роста ВВП, — потребовал А.Лукашенко. — Премьер-министр знает мои требования — считайте. Кто не согласен и не может — пожалуйста, мы найдем другую работу. Но после того, как я поставлю свою подпись под этим документом, все бегают по стране и говорят: это реально, это благо, вперед, мобилизация.».

Итоговые варианты проектов прогноза, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год Президент ждет на подпись к середине декабря.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений