Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
12.06.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Между мясом и молоком аграриям тесно на союзном поле©

Долгосрочный план развития сельского хозяйства до 2020 г., разрабатываемый правительством по поручению Президента Беларуси, призван ориентировать наших аграриев на масштабный рост экспорта. Однако его нынешняя география сегодня в основном огр...

Долгосрочный план развития сельского хозяйства до 2020 г., разрабатываемый правительством по поручению Президента Беларуси, призван ориентировать наших аграриев на масштабный рост экспорта. Однако его нынешняя география сегодня в основном ограничена Таможенным союзом и вряд ли изменится в ближайшие 10 лет. Между тем наши союзники сами намерены активно развивать свое сельское хозяйство и конкуренты из Беларуси им ни к чему.

Конкуренция на рынке Таможенного союза обостряется, признал на международной выставке «Белагро-2012» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Казакевич. Однако он считает беспочвенными недавние претензии «Союзмолока» в адрес белорусских поставщиков. По его словам, никакого демпинга нет, и Беларусь честно исполняет договоренности по объемам и качеству молочного экспорта. В 2012 г. он составит 3,8 млн. т продукции и превышения этого объема не планируется. Непричастна, по словам В.Казакевича, белорусская сторона и к появлению в России продуктов, в которых вместо натуральных животных жиров применяется пальмовое и кокосовое масло.

Поэтому в Минсельхозпроде не верят, что Москва остановит до декабря ввоз из Беларуси в РФ молочных продуктов, как требует резолюция Всероссийского совещания представителей предприятий молочной отрасли. Белорусы надеются, что Минсельхоз РФ не поддержит такой вариант.

Конечно, лучше всего было бы устранить причину постоянных «молочных» скандалов. До сих пор условия доступа белорусской сельхозпродукции в РФ определялись в ходе двусторонних переговоров в рамках Союзного государства. Однако этот механизм находится под сильным влиянием «Союзмолока» и других лоббистов российских аграриев. Поэтому белорусы хотят вывести переговорную площадку на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС. По мнению наших чиновников, здесь договориться будет проще, тем более что и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич в конце мая избран новым председателем Совета по агропромышленной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС, а бывшая первый замминистра Минсельхозпрода Надежда Котковец стала директором департамента по агропромышленной политике Евразийской экономической комиссии. Впрочем, окончательные решения интеграционным органам придется принимать не по воле белорусских чиновников, а с учетом мнения союзников, находящихся под сильным давлением российского и казахстанского бизнеса.

В беседе с журналистами Н.Котковец признала наличие у стран — членов ТС разногласий, причина которых — различные подходы к вопросам развития АПК. Но унифицировать их не входит в задачи ЕЭК. Департамент может лишь попытаться согласовать эти подходы и национальные интересы «тройки». Для этого сейчас создаются структуры с участием представителей органов госуправления и бизнес-союзов трех стран.

ЕЭК предстоит формировать продовольственные балансы, призванные снизить накал конкуренции в Таможенном союзе. По мнению Н.Котковец, Беларуси незачем соревноваться с Казахстаном, например, в производстве твердых сортов пшеницы, «напрягаться» в таких видах деятельности, как коневодство, овцеводство, оленеводство.

Кажется, пока чиновники из Москвы и Астаны тоже согласны с разделением труда в рамках ТС. К примеру, на «Белагро-2012» министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков заявил, что его страна согласна на составление продовольственных балансов в рамках ТС и ориентацию на приоритетное производство отдельных видов сельхозпродукции. Он отдал должное достижениям Беларуси в молочном животноводстве и сельхозмашиностроении. Здесь Казахстан готов с нами активно сотрудничать. Например, в I квартале т.г. мы ввезли в эту страну молока и сливок почти на 10 млн. USD и тракторов на 15 млн. USD. Однако Астану интересует не импорт, а создание на своей территории совместных производств сельхозтехники с местной локализацией и передачей технологий. Такая позиция понятна, но вряд ли она будет соответствовать интересам отечественной промышленности.

За разговорами об интеграции и сотрудничестве у каждого из участников ТС по-прежнему кроется стремление обеспечить интересы национальных производителей, в т.ч. за счет других сторон. По-видимому, теоретики, описывая преимущества общего рынка, не учли этих обстоятельств. И пока чиновники рассуждают о балансах, каждая из стран принимает планы, явно не рассчитанные на кооперацию. Так, Казахстан приступил к реализации 10-летней программы развития экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота, одной из целей которой является доведение экспорта мяса до 160 тыс. т в 2016 г. и 180 тыс. т — в 2020 г. Вся эта продукция предназначена для рынков России и Беларуси, которые и сами хотят быть лидерами в животноводстве. РФ уже в текущем году намерена поставить на внешний рынок, например, до 250 тыс. т мяса птицы, а к 2015 г. — до 400 тыс. т. Мы, в свою очередь, планируем развивать свое животноводство. Не окажется ли, что очередные вливания казенных средств в белорусский АПК обернутся убытками из-за неверной оценки конъюнктуры союзного и мирового рынков? Ведь оценить последствия вступления в Таможенный союз и ВТО мы все еще только собираемся.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений