Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
08.08.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МЕНЮ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СТОЛА©

«Аккуратные ответные меры» на санкции ЕС, обещанные президентом России Владимиром Путиным, воплотились в запрет ввоза в РФ продовольствия из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Теперь россияне ломают голову над тем, чем заменить недостающие продукты, их западные оппоненты — где найти новые рынки сбыта, а белорусы мечтают заработать на этом конфликте. Между тем геополитический конфликт выливается в полноценную экономическую войну, в которой вряд ли будут победители и бенефициары.

«Аккуратные ответные меры» на санкции ЕС, обещанные президентом России Владимиром Путиным, воплотились в запрет ввоза в РФ продовольствия из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Теперь россияне ломают голову над тем, чем заменить недостающие продукты, их западные оппоненты — где найти новые рынки сбыта, а белорусы мечтают заработать на этом конфликте. Между тем геополитический конфликт выливается в полноценную экономическую войну, в которой вряд ли будут победители и бенефициары.

Вслед за указом «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в четверг правительство РФ утвердило перечень сельхозпродукции, сырья и продовольствия, происходящих из США, ЕС, Австралии и Норвегии, ввоз которых в течение года запрещен в Россию. В список вошли мясо крупного рогатого скота (ТН ВЭД 0201 и 0202), свинина охлажденная или замороженная (ТН ВЭД 0203), мясо птицы и продукты из него (ТН ВЭД 0207), рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты (0402–0406), овощи съедобные, корнеплоды и клубнеплоды, фрукты и орехи. По данным ФТС, Россия в 2013 г. импортировала продовольствия на 43 млрд. USD, причем около половины этой суммы, без учета напитков и алкоголя, приходится на ЕС, США, Канаду, Австралию и Японию. В стоимостном обороте розничной торговли продовольствием на долю импорта, по данным Минэкономразвития, приходится порядка 25--30%. По некоторым позициям эта доля выше: например, по данным Росстата, порядка 50% сыров, 35% свинины, 60% говядины, 35% животных и 16% растительных масел, 19% консервов — импортные. Поэтому потери западных поставщиков будут весьма значительными. Заметим, что в своих действиях российские власти ссылаются на нормы соглашений ВТО. Впрочем, все стороны конфликта предъявляют друг другу встречные обвинения в нелегитимности, чрезмерности и неоправданности санкций, так что надо полагать, правовое обоснование будет играть здесь едва ли не последнюю роль.

Одновременно указом кабинету министров РФ поручено обеспечить сбалансированность товарных рынков, не допустить «ускоренный рост цен, а также проработать с производителями вопрос увеличения предложения российских товаров на рынке». Однако эксперты сходятся во мнении, что выполнить эти поручения будет весьма проблематично. Российские производители обеспечивают приблизительно 65–70% российского потребления говядины, 72–74% — свинины и 87% — птицы, 88% — молока, 99% — картофеля, почти половину яблок. Запрет российскими властями импорта некоторых продовольственных товаров помешает ожидавшемуся снижению инфляции во II полугодии. По подсчетам аналитиков «ВТБ Капитала», принятые меры добавят 2,5-процентного пункта инфляции, которая может достичь по итогам т.г. 7,5%. Так, цены на свинину в РФ уже выросли на 20%, на другие мясные товары — на 10–15%. Местные производители не смогут в ближайшее время восполнить пробелы на рынке. По оценке руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, больше всего российский рынок зависит от импорта говядины, меньше всего — от импорта мяса птицы. Российские производители обеспечивают приблизительно 65% российского потребления говядины, 72–74% свинины и 90% птицы. Основной поставщик мяса птицы — США, около 90% импорта говядины в этом году пришлось на Бразилию и Парагвай. Поставки свинины из Евросоюза сократились из-за эпидемии африканской чумы, и в результате основная часть импорта этого вида продукции пришлась на Бразилию и Канаду. Теперь цены в большей степени будут зависеть от того, насколько быстро удастся наладить альтернативные поставки, в частности, из стран Латинской Америки, с которыми российские власти уже ведут переговоры.

Надеется не отстать в разделе освободившихся ниш соседнего рынка и Беларусь. «Для нас это «клондайк», — цитируют информагентства заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонида Маринича. Он уверяет, что «мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия». В частности, по его словам, Беларусь может серьезно увеличить поставки в РФ сыров, мяса, цельного молока и овощей, заменив голландскую картошку и польские яблоки.

Видимо, у наших чиновников имеются данные о совершенно исключительном урожае овощей и фруктов и небывалом росте производства продукции животноводства, которые не только сделают белорусский АПК главным драйвером экономического роста, но и прокормят наших рассорившихся с Западом соседей. Однако пока цифры и факты свидетельствуют, что свободных ресурсов для экстренной экспансии на российский рынок у республики немного.

ТАК, согласно балансовым показателям прогноза социально-экономического развития в т.г. производство мяса и мясопродуктов оценивается в 1175 тыс. т, из которых на экспорт может быть поставлено 420 тыс. т, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — 6839 тыс. т, цельномолочной продукции — 1890 тыс. т, сыров — 162 тыс. т, из которых на экспорт может быть направлено 3850 тыс. т, 620 тыс. т и 125,5 тыс. т соответственно. Можно предположить, что это не слишком обеднит отечественные прилавки. Но между тем по итогам 5 месяцев т.г., по данным Белстата, экспорт продовольствия из Беларуси сократился на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. а импорт вырос на 11,2%. В частности, уменьшились стоимостные объемы экспорта свинины (на 50,8 млн. USD), колбас и аналогичных продуктов из мяса (на 38 млн. USD), говядины (на 32,1 млн. USD), сахара (на 30,5 млн. USD), готовых или консервированных продуктов из мяса (на 26,2 млн. USD). Одновременно увеличились стоимостные объемы импорта яблок (на 43,3 млн. USD), томатов (на 18,1 млн. USD), рыбы свежей или охлажденной (на 13,6 млн. USD), хлеба и мучных кондитерских изделий (на 9,6 млн. USD), капусты (на 9,5 млн. USD), сыров (на 7,9 млн. USD). Более того, именно в Россию в январе–мае т.г. к январю–маю 2013 г. сократились на 14,6% поставки мяса и мясных субпродуктов, молока и сливок сгущенных и сухих — на 30,5%, сыров и творога — на 4,9%, масла сливочного — на 26,3%. Возможно, во II полугодии все это отставание будет компенсировано, если место на российском рынке не займут поставщики из Бразилии, Аргентины и Эквадора. Но интересно, что сама Беларусь в январе–мае т.г. ввезла из Украины более 1 тыс. т говядины, еще 180 т — из Литвы, 5,5 тыс. т свинины, в т.ч. около 1,3 тыс. т — из Польши. Кроме того, наша страна импортировала 8,3 тыс. т картофеля (почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее), в т.ч. 2,7 тыс. т — из Нидерландов, заменить которые наши чиновники собрались на российском рынке. Также за 5 месяцев ввезено 201,6 тыс. т яблок, более 90% которых — польские. Каким образом мы собираемся заваливать российский рынок продукцией, которую сами же покупаем за рубежом?

Напомним, что в I полугодии в Беларуси наблюдался довольно существенный рост цен на продовольствие — 13,8% к декабрю, причем только в июне рост цен на продовольственные товары по сравнению с маем 2014 г. дал 0,8% прироста сводного индекса потребительских цен — вдвое больше, чем остальные составляющие вместе взятые. При этом мясо и птица подорожали за полгода на 30,2%, картофель — в 1,7 раза, фрукты — на 10,1%. Неудивительно, что белорусские власти не горят желанием следовать примеру партнера по Таможенному союзу и ограничивать импорт продовольствия из Польши, Молдовы и Украины. Но надолго ли хватит такой решимости, если Москва будет настаивать?

С другой стороны, подорожание продовольствия из-за санкций вновь создаст диспаритет цен в Беларуси и России. Традиционно это влечет вымывание товаров с белорусских прилавков, а затем — повышение цен для борьбы с этим явлением. Таким образом, последствия взаимных санкций России и Запада отразятся на состоянии отечественных товарных рынков и кошельках каждого из белорусов.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений