Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
01.04.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МЕНЯЮ БУХГАЛТЕРА НА РАВШАНА И ДЖАМШУДА

Укомплектовать рынок рабочими и оптимизировать штатную численность сотрудников предприятий предписывает Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 г., утв. постановлением Совмина от 4.03.2011 № 270. На финансирование мероприятий планируется направить 171,2 млрд. Br, в т.ч. 15,3 млрд. Br — собственных средств нанимателей.

Укомплектовать рынок рабочими и оптимизировать штатную численность сотрудников предприятий предписывает Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 г., утв. постановлением Совмина от 4.03.2011 № 270. На финансирование мероприятий планируется направить 171,2 млрд. Br, в т.ч. 15,3 млрд. Br — собственных средств нанимателей.

Документ разработан на основе Программы социально-экономического развития на пятилетие, предусматривающей инновационный прорыв и структурную перестройку экономики, переход на более высокий технологический уклад развития производства, рост предпринимательства и инициативы, устойчивый прогресс регионов.

В течение года должно появиться 175 тыс. новых рабочих мест (181,8 тыс. в 2010 г.), из них в Минске — 36 тыс., Витебской и Брестской областях — по 25 тыс., Гомельской — 24 тыс., Минской — 23 тыс., Могилевской и Гродненской — по 21 тыс. Прогнозируется, что численность экономически активного населения достигнет 4670–4720 тыс. человек против нынешних 4653,4 тыс.

По оценке специалистов, обстановка на рынке труда относительно стабильна: в 2010 г. уровень безработицы находился в социально допустимых пределах (0,7% от численности экономически активного населения на 1.01.2011 г., что на 0,2 п.п. меньше, чем в 2009 г.), росла средняя зарплата, снижалась малообеспеченность населения. Меры по улучшению деловой среды и условий развития частного сектора способствовали росту количества вакансий (48,8 тыс. к началу 2011 г., на 41,4% больше, чем годом ранее) и числа занятых на вновь созданных рабочих местах (+8,2%). В прошлом году за оказанием содействия в трудоустройстве обратились 328,7 тыс. человек (–1,9% к 2009 г.), из них в качестве безработных зарегистрированы 205,8 тыс. (–3,2%).

ОДНАКО на рынке труда, по-прежнему ориентированном на рабочие профессии (около 78% от общего количества вакансий), сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Увеличение количества выпускников вузов и одновременное сокращение числа людей, подготовленных по рабочим профессиям, усугубляет разрыв между количеством «готовых» работников и реальной потребностью в них организаций. По данным Минтруда, сейчас на одно рабочее место в городах претендуют 3,5 экономиста, 3,7 юриста, 2,9 бухгалтера. Зато в дефиците станочники (2,9 вакантных места на одного рабочего), электросварщики (3,6 места), повара (3,9), водители (2,9), каменщики (5,9) и т.д. На селе недостает трактористов (4,8 вакансии на одного кандидата), водителей (2,1), операторов машинного доения (3,7), а также агрономов (6), инженеров (7,1) и др. Силен дефицит врачей, медсестер и ветеринаров — от 20 мест на одного работника. Недостаток кадров в промышленности ощутим на всех уровнях: от управленческого и инженерного до высоко- и среднеквалифицированных рабочих.

При этом во многих организациях фактическое число работников превышает размер экономически обоснованной численности, высока текучесть кадров, отсутствуют программы повышения квалификации и развития персонала.

Поэтому если в предыдущей программе упор был сделан на решении проблем неполной занятости на производстве, сохранении рабочих мест и трудовых коллективов, то в 2011 г. главная задача — обеспечить работой людей в условиях модернизации, трудоустроить тех, кто не способен к конкуренции за вакансии (молодежь, инвалиды, женщины, длительно неработающие люди, вернувшиеся из мест лишения свободы и др.). Для последних забронировано 25 тыс. рабочих мест.

ВМЕСТЕ с тем рынок неизбежно ощутит обусловленное демографией сокращение численности трудового резерва. По прогнозам, в органах занятости будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6% по сравнению с 2010 г.). Основными претендентами на замещение вакансий будут кандидаты, уволенные по причинам текучести кадров, высвобождаемые в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющие длительный перерыв в работе, а также лица с общим базовым и средним образованием.

Отдельная глава программы посвящена планам по «содействию нанимателям в структурной перестройке экономики». Разработчики намерены определить перечень организаций, нуждающихся в проведении кадровой диагностики для выявления потенциально избыточной численности персонала, «балласта», тормозящего развитие. НИИ Минтруда взял на себя обязанность предложить компаниям планы социально ответственной реструктуризации. При этом планируется создать в стране глобальную сеть обмена данными о наличии свободных мест. Обязанности нанимателей — в течение 3 рабочих дней сообщать Минтруда о наличии вакансий, уведомлять о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в случае приостановки производства. Ответные обязательства властей — наладить электронный обмен данными с общереспубликанской базой вакансий (с согласия работодателя).

Нанимателей поддержат финансово. Запланирована компенсация их затрат (по заявкам) на профобучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией предприятия, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан, высвобожденных другими нанимателями или впервые ищущих работу. Будет «проработан вопрос» о предоставлении налоговых льгот на суммы расходов, направляемых на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

ВНИМАНИЕ уделено и регулированию процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Предусматривается «оптимизация процедуры получения заключения органов по труду, занятости и соцзащите о возможности (либо невозможности) привлечения иностранцев на работу».

В программе нашла отражение и проблема «исторически» устаревших профессий. В течение года будут внесены изменения в квалификационные характеристики специалистов кадровых служб в целях приведения их в соответствие с требованиями инновационного развития экономики. Кроме того, Минтруда планирует создать интерактивную информационно- поисковую систему «Моя профессия», загрузив ее информацией о новых специальностях на рынке труда. Признан дефицит ИТ-специалистов, для устранения которого планируется организовать переподготовку и повышение квалификации безработных для обеспечения кадрами организаций — резидентов Парка высоких технологий. Еще одно революционное обязательство — отработать и закрепить законодательно механизм присвоения гражданам, имеющим опыт практической работы, соответствующей профессии и квалификации экстерном.

Итак, в текущем году разработчики программы прогнозируют миграцию экономическо-юридических кадров в высокотехнологичные отрасли, пополнение резерва инженерно-технических специалистов, в т.ч. за счет профориентации абитуриентов, устранение дефицита рабочих вследствие территориального перераспределения кадров, переобучения представителей социально уязвимых групп и их интеграции в трудовую сферу, привлечения иностранной рабочей силы.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений