Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
28.11.2008 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Менеджмент генерирует идеи Антикризисные

    Сложности, с которыми сегодня столкнулось большинство белорусских субъектов хозяйствования на фоне мирового финансового кризиса, заставляет руководство активно перестраивать управленческую и маркетинговую стратегию. ...

    Сложности, с которыми сегодня столкнулось большинство белорусских субъектов хозяйствования на фоне мирового финансового кризиса, заставляет руководство активно перестраивать управленческую и маркетинговую стратегию. Директора и экономисты, не дожидаясь директивных решений органов госуправления, самостоятельно приступают к разработке и реализации антикризисных мер. Идеями, как действовать в новых условиях, делились на прошедшем в среду заседании правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского.

Дела «Милавицы»

     Так, генеральный директор СП ЗАО «Милавица» Дмитрий ДИЧКОВСКИЙ сообщил, что в начале следующего года его предприятие будет вынуждено снизить объемы производства до 10%. Правда, кризис открывает и новые возможности: на фоне аналогичных проблем конкурентов белорусский брэнд намерен увеличить свою долю на рынке Российской Федерации с 2-3% до 7-10%.

   «Мы думали, что финансовый кризис до нас дойдет в последнюю очередь, но, видимо, эта очередь наступила», — вынужден был признать руководитель. Корректировать планы вынуждает динамика российского рынка, там предприятие реализует 70% своей продукции. И если в рознице в Беларуси спада нет, то в РФ с октября наблюдается снижение на 10-15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Прежде в ноябре-декабре наблюдался предновогодний рост спроса, сейчас ситуация обратная. По итогам IV квартала прогнозируют «минус» 20-30%. Еще более значительное падение по оптовым продажам.

   Розница снижает спрос из-за негативных ожиданий населения. Люди ждут проблем в будущем, а у кого-то это будущее уже наступило, пояснил Д.Дичковский. В России простаивают крупнейшие промышленные предприятия, иные переходят на сокращенные рабочие недели либо увольняют работников. Оптовики снижают объем закупок, предпочитая переводить свободные средства в валюту, опасаясь девальвации российского рубля. В ближайшие 4-5 месяцев на «Милавице» готовятся к двукратному падению оптовых продаж.

   Чтобы сохранить покупателей руководство белорусского предприятия приняло решение увеличить отсрочку платежей по отгруженным товарам (с 60 до 120 дней). Это позволит торговым партнерам не зависеть от кредитных ресурсов, которые для многих стали малодоступными. В ответ «Милавица» поставила в известность поставщиков сырья и услуг о своем желании получить снижение цен на 2009 г. и увеличение отсрочек платежей. «И это не вопрос переговоров, а стремление поставить в известность», — подчеркнул Д.Дичковский.

   Что касается работы в розницу, то предприятие обратилось к арендодателям торговых площадей в России и Украине с просьбой снизить ставки арендной платы на следующий год. Если те не соглашаются, то вопрос ставится о снижении цены хотя бы на первый квартал или полугодие — и 90% арендодателей отвечают положительно. Такие меры позволяют «Милавице» снизить фиксированные издержки, уменьшить торгово-розничную наценку и соответственно увеличить обороты.

   С учетом того, что у предприятия порядка 100 собственных и 200 партнерских магазинов, эффект ожидается значительный. Объемы реализации намерены сохранить, даже если придется продавать в розницу по оптовым ценам. «Это не потому, что до нас показатели довели, а потому, что мы — массовое производство. И как только существенно снижаются объемы выпуска — удельные затраты на единицу продукции возрастают катастрофически, делая цену неконкурентоспособной», — пояснил Д.Дичковский.

  «Милавица» также вынуждена изменить принципы формирования пакета заказов. Если раньше дилеры подавали заявки за 9 месяцев и были обязаны выбрать заказ, то сейчас это делают за месяц и без всякой гарантии последующей реализации. Стремясь снизить риски, в Минске принято решение пойти по пути сужения ассортимента, дилерам будут предлагать только модели, которые уже обеспечили наиболее высокие продажи и прибыль в прошлом. Также решено «отфильтровать» поставщиков, оставив тех, кто обеспечивает самые высокие объемы, низкие цены и кто зарекомендовал себя как надежный партнер. Общее количество поставщиков с нынешних 90 может быть уменьшено до 30-40.

   Дополнительный резерв гибкости дает тот факт, что 70% продукции этого белорусского брэнда производится не на столичном головном предприятии, а с использованием мощностей других организаций. При этом, по мнению Д.Дичковского, не стоит уменьшать количество субконтракторов, более оправданный шаг — сокращение заказа каждому из них. Делать это надо хотя бы из гуманно-патриотических соображений к тем, кто работает на периферии, к примеру, в Орше или Пинске.

   И все-таки, несмотря на кризис, при правильном подходе «минус» можно превратить в «плюс», убежден бизнесмен. Речь идет о возможном увеличении доли «Милавицы» на рынке РФ. У основных конкурентов также наблюдается спад, зачастую еще более значительный, особенно это касается импортеров западноевропейского белья. «Сейчас есть уникальная возможность завоевать рынок. И пускай общий спад на рынке прогнозируется до 30%, соответственно покупатели приобретут не 100, а 70 изделий. Но из общего числа наших будет не 2-3, а 5-7», — подчеркнул он. Достижению цели должна содействовать и новая система логистики. Впредь «Милавица», минуя промежуточные склады в Москве, намерена организовать поставку по формуле «складской комплекс — дверь конкретного магазина». Это позволит уйти от больших остатков в системе (а это порядка 20% годового оборота, все то, что находится на складах производителя, дилера и магазина).

Говорить правду

   В нынешней ситуации директорам не хватает объективной информации о положении дел в экономике страны. Нужно говорить правду, какой бы она ни была плохой или горькой. Все ровно нас это не обойдет и с кризисом придется бороться, убежден экономист ЗАО «ДОР-МПЗ» Александр ПРОХОРЧИК.

   Крайне неправильно, по его мнению, в нынешних условиях заставлять выполнять прежние прогнозные задания. Это нанесет непоправимый ущерб экономике предприятий. Уже и так заморожены оборотные средства в складских запасах, которые не известно, будут ли реализованы завтра.

   Чтобы остаться конкурентоспособными необходимо срочно пересматривать политику ценообразования. Сейчас это можно сделать достаточно безболезненно, ведь дешевеет сырье. Так, один из поставщиков ДОР-МПЗ — Донецкий металлургический завод — снизил цены на металл на 15%, следующие партии пойдут со скидкой 30-35%. Взамен покупатели конечной продукции белорусского предприятия также ожидают скидок, а это значит надо готовиться к снижению экспортных цен.

  В сложившейся ситуации теряет смысл жесткое регулирование импорта, независимо от его географии. «Сейчас не надо никакого регулирования. Европа продает продукцию с 30-процентной скидкой», — подчеркнул А.Прохорчик.

  В условиях недостаточности оборотных средств не стоит также бояться замораживать некоторые инвестиционные проекты и сокращать расходы на строительство. Деньги стоит вкладывать только в производство высоколиквидной продукции, а от убыточной необходимо отказываться.

Золотое время экономиста

   Нынешние сложности — повод проявить смекалку и внедрить прогрессивные экономические подходы. «Кризис — хорошее время для экономиста. Это время, когда можно внедрить то, что прежде не получалось. Сейчас донести что-то новое до директора значительно легче», — заявил на заседании правления БСПН им.Кунявского главный экономист ООО «МАЗ-Купава» Владимир ВОРОБЬЕВ.

   Как и многие другие предприятия, этот завод столкнулся с серьезными трудностями на внешних рынках. Если в июне был зафиксирован максимальный объем продаж на экспорт, то за последние четыре месяца показатель снизился в 2,5 раза, в т.ч. в РФ — почти в 3 раза.

   Одним из первых шагов стало изменение структуры управления предприятием — произошло перераспределение полномочий среди руководства. «Как во время военных действий вся власть переходит к командиру, так и во время кризиса усилилась роль директора в части контроля за финансовыми потоками, издержками и принятия различного уровня решений. Если раньше многие вопросы могли решать заместители, то теперь только руководитель предприятия», — отметил В.Воробьев. Также попытались подсчитать, каким же должен быть минимальный объем производства, чтобы остаться на плаву. Получилось, что в стоимостном выражении — не менее 5 млрд. Br в месяц. Но в сложившихся условиях такой цифры достичь оказалось проблематично…

   Поставлена задача сохранить долю рынка и созданную за последние годы товаропроводящую сеть. «Приняли решение: на склад не отгружать, работать только под заявки заказчиков», — очертил задачу В.Воробьев. От дилеров также добились частичной предоплаты, взамен предоставили скидку, а по остатку платежа — отсрочку.

   Также пошли на ограничение всякого рода выплат, кроме заработной платы. Установили лимит на расходование денежных средств по всем центрам затрат, уменьшив на 25-50%. Кроме того, по словам экономиста, положение дел на рынке позволяет сегодня диктовать условия поставщикам сырья и комплектующих. Сейчас проблем купить какой-то товар (в том числе комплектующие) нет, а вот сложности с реализацией есть. Поставщики, понимая это, идут на уступки. МАЗ-Купава также сократил общее количество поставщиков. С одной стороны, это позволило предложить интересные объемы своим партнерам, с другой — добиться от них особых условий по оплате (дополнительных скидок и рассрочку платежа).

Подготовил Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений