Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
28.01.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МЕДИАНА ЗАРПЛАТНОГО СОЦИАЛИЗМА©

Одной из основных задач текущего года белорусское правительство считает замедление темпов роста доходов населения и «связывание» денег, находящихся на руках у граждан. С одной стороны, такой подход вполне оправдан: быстрый рост зарплат оказался непосильным бременем для экономики. Но с другой — избавить работников от привычки к регулярным прибавкам будет непросто.

Одной из основных задач текущего года белорусское правительство считает замедление темпов роста доходов населения и «связывание» денег, находящихся на руках у граждан. С одной стороны, такой подход вполне оправдан: быстрый рост зарплат оказался непосильным бременем для экономики. Но с другой — избавить работников от привычки к регулярным прибавкам будет непросто.

По итогам 11 месяцев прошлого года общий объем денежных доходов населения, по данным Белстата, составил 393,3 трлн. Br, что на 37,8% больше, чем в январе–ноябре 2012 г. При этом реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 16,1%. Основным источником формирования денежных доходов населения традиционно остается заработная плата — 64,3% общего объема (для сравнения: в 2012 г. — 63,8%), тогда как доля трансфертов населению (пенсии и пособия, стипендии и т.п.) сократилась с 10,6 до 10,1%, доходов от собственности (включая проценты по депозитам, дивиденды и т.п.) — выросла с 3 до 3,7%, а прочих доходов — снизилась с 1,4 до 1,1%. В результате «зарплатоемкость» ВВП (т.е. отношение расходов на оплату труда к ВВП) увеличилась с 38,7% в 2012 г. до 45,4% по итогам 11 месяцев 2013 г. Для экономики, которая в прошлом году выросла всего на 0,9%, это серьезная нагрузка.

Еще одной тенденцией прошлого года стало снижение дифференциации в оплате труда. Так, по данным Белстата, в ноябре 2013 г. доля работников с заработной платой ниже 2 млн. Br составила 9,6% от всей численности обследуемых организаций, а выше 10 млн. Br — 5,7%. Год назад это соотношение составляло 10,3% против 5,1%. Отмечен также сдвиг по всем диапазонам зарплат (см. диаграмму).

Кроме того, Белстатом на основе данных наблюдения были рассчитаны средние характеристики интервального вариационного ряда распределения численности работников по размерам начисленной зарплаты — медианная заработная плата и децильный коэффициент дифференциации.

Медианная заработная плата — размер зарплаты, находящийся в центре ряда распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы и делящий его на две равные части — с заработной платой ниже и выше медианной. Расчет этого показателя свидетельствует, что при распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы по республике в ноябре 2013 г. половине работников начислена заработная плата выше 4411,2 тыс. Br, половине — ниже этого значения. Медианная заработная плата оказалась меньше средней на 17,5%, или на 937,5 тыс. Br. В частности, в Минске номинальная начисленная средняя зарплата в ноябре 2013 г. была на 24,2% выше медианной, в Брестской области — на 19,7%, Витебской — на 18,8%, Гомельской — на 19,6%, Гродненской — на 21,1%, Минской — на 19,1%, Могилевской — на 15,5%.

Децильный коэффициент дифференциации показывает во сколько раз минимальный уровень заработной платы 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает максимальный уровень заработной платы 10% наименее оплачиваемых работников.

В ноябре 2013 г. минимальный уровень зарплаты по республике 10% наиболее высокооплачиваемых работников был в 4,2 раза выше, чем у 10% наименее оплачиваемых. Данный показатель по регионам колебался незначительно: от 3,8 раза в Могилевской области до 4,3 раза в Витебской, Гомельской и Гродненской областях. Наибольший размер превышения зарплаты 10% высокооплачиваемых работников по сравнению с 10% низкооплачиваемых работников наблюдался в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (4,7 раза), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (4,3 раза). В торговле и гостинично-ресторанном бизнесе этот разрыв составляет 3,6 раза, в строительстве — 3,5 раза, в промышленности — 3,4 раза, транспорте и связи — 3,3 раза, финансовой деятельности — 2,9 раза, в государственном управлении — 2,7 раза.

Существует ли связь между состоянием экономики вообще и отдельных отраслей в частности, с одной стороны, и ростом зарплат и их дифференциацией — с другой? Если сопоставить показатели роста номинальной зарплаты и финансовые показатели, в прошлом году такая связь была серьезно нарушена (см. таблицу).

Финансовый кризис 2011 г. и последовавшее замедление экономики привели к сокращению относительной бедности и, следовательно, к снижению неравенства в обществе — прежде всего, благодаря повышению зарплат бюджетникам, увеличению пенсий и пособий. Это подтверждают и соответствующие индикаторы. Так, коэффициент Джини в Беларуси существенно снизился в 2011 г., когда экономический кризис негативно повлиял в первую очередь на относительно обеспеченные слои населения, в то время как наименее обеспеченные группы были частично защищены экономической политикой по увеличению минимальной заработной платы и сохранению занятости. Ожидалось, что последующее восстановление экономики будет сопровождаться и соответствующим увеличением расслоения общества. Однако этому парадоксальным образом помешала специфическая ситуация на рынке труда. Например, в докладе Исследовательского центра ИПМ «Бедность и социально уязвимые группы в Беларуси» отмечалось, что в республике при медленном росте экономики увеличение доходов происходило благодаря активному стимулированию роста зарплат государством и вынужденному повышению зарплат бизнесом (для снижения разрыва в оплате труда с Россией). Таким образом, наибольший рост зарплаты происходил не в тех отраслях, которые и после кризиса предлагали конкурентные зарплаты (что способствовало бы росту расслоения), а в тех, которые в первую очередь страдали от оттока кадров, то есть отраслях с низкой производительностью и оплатой труда.

Так, номинальная начисленная среднемесячная зарплата после заминки в ноябре (снижение к октябрю на 2,4%) в декабре добавила сразу 9,5%.

Неудивительно, что правительство теперь вынуждено искать пути восстановления мотивации и стимулирования труда. Например, постановлением Совмина от 13.01.2014 № 17 «О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год» планируется, что производительность труда по ВВП будет расти в I квартале т.г. на 1,6–2,5% к соответствующему периоду 2013 г., а реальные располагаемые денежные доходы населения — на 1,5%, во II квартале — на 2,6–3,8% и 2% соответственно, в III квартале — на 3,9–5,8% и 2,5%, в IV квартале — на 6,9 и 3%. При этом номинальная начисленная среднемесячная зарплата в 2014 г. должна составить в Брестской области 5340 тыс. Br, Витебской — 5487 тыс., Гомельской — 5826 тыс., Гродненской — 5570 тыс., Минской — 6078 тыс., Могилевской — 5510 тыс., в г. Минске 7808 тыс. Br. Но и такой уровень благосостояния нужно заработать: одной из задач, поставленных перед министерствами, концернами и исполкомами на 2014 г., является обеспечение в подведомственных организациях опережающего темпа роста выручки на одного среднесписочного работника над ростом номинальной начисленной среднемесячной зарплаты не менее чем в 1,05 раза.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений