Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
17.12.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАЗ ЕДЕТ СВОИМ ПУТЕМ

Правительство намерено продать не более 8–10% акций ОАО «Минский автомобильный завод», сообщил в ходе недавней пресс-конференции новый генеральный директор предприятия Александр Боровский. Неужели планы по привлечению стратегического инвестора, которого можно заинтересовать как минимум блокирующим пакетом акций, вновь отложены про запас?

Правительство намерено продать не более 8–10% акций ОАО «Минский автомобильный завод», сообщил в ходе недавней пресс-конференции новый генеральный директор предприятия Александр Боровский. Неужели планы по привлечению стратегического инвестора, которого можно заинтересовать как минимум блокирующим пакетом акций, вновь отложены про запас?

Тем временем флагман автомобильной промышленности, как и вся страна, определил предельно амбициозные планы на предстоящие 5 лет — вдвое увеличить объем производимой продукции. Это потребует значительных капиталовложений как в создание новых производственных мощностей, так и в реконструкцию действующих. Всего, по оценкам специалистов предприятия, потребуется около 600 млн. USD, из которых своих средств МАЗ планирует вложить не более 100 млн. USD. Разумеется, встает вопрос, кто профинансирует остальную часть?

Средства, вырученные от продажи акций МАЗа, правительство пообещало вложить в его модернизацию, отметил в своем выступлении А.Боровский. Однако, по оценкам ряда экспертов, максимальная рыночная стоимость всего предприятия не превышает 1 млрд. USD, соответственно, планируемый к продаже пакет акций может быть оценен не более чем в 80–100 млн. USD. Оставшиеся 400 млн. USD государству придется изыскивать в инновационном фонде Минпрома или республиканском бюджете — весьма серьезная финансовая нагрузка для страны.

Пока не ясно, кому будут предложены акции МАЗа. По словам А.Боровского, переговоры ведутся с КамАЗом, Группой ГАЗ, корпорацией Iveco, правительством Венесуэлы, «интерес накаливается и сегодня масса предложений». Правда, сомнения вызывает то, что кому-то из стратегических инвесторов окажется интересным пакет акций в пределах 10%, не дающий возможности влиять на принципиальные решения собрания акционеров МАЗа. К примеру, холдинг «Ростехнологии» (один из основных акционеров КамАЗа) подтвердил желание приобрести акции белорусского предприятия, но не менее, чем контрольный пакет, хотя компания готова выкупить и все 100%, сообщают российские «Ведомости». Объединение активов должно помочь КамАЗу увеличить выпуск автокомпонентов — двигателей, коробок передач, мостов и т.п., которые будут использоваться при сборке МАЗов, в результате чего быстрее окупятся инвестиции, вложенные в российские производственные мощности.

Скорее всего, в запланированном объеме акции МАЗа удастся продать лишь миноритарным акционерам, и то при условии обеспечения приемлемой доходности, что сделает подобные ресурсы достаточно дорогими для эмитента.

Между тем удорожание финансирования никак не в интересах предприятия, которое готовится к усилению конкуренции на основном рынке сбыта, — в Российской Федерации. Согласно предварительным договоренностям после вступления в ВТО Россия должна будет снизить таможенные пошлины на ввозимые грузовые автомобили с нынешних 25 до 10%, а затем до 5%. Даже в нынешних условиях иностранным производителям удается демпинговать, отметил А.Боровский, а что будет после снижения тарифных барьеров? Добавим, что прямой конкурент МАЗа — КамАЗ согласно утвержденной на днях программе развития намерен в ближайшие 10 лет утроить объемы производства машин, доведя их до 100 тыс. грузовиков в год.

Таким образом, на российском рынке может оказаться слишком тесно. Возможно поэтому планы МАЗа не предполагают расширения присутствия там. После падения доли на рынке с 20% в 2006-м до 8,5% в этом задача ставится хотя бы удержаться на том же уровне. Поэтому двукратного роста производства рассчитывают достичь за счет увеличения экспорта в другие страны. Руководство МАЗа заверяет, что для этого есть все предпосылки: как в наращивании прямых продаж техники, так и в организации за рубежом сборочных производств с поставками туда комплектующих. Такие конвейеры уже действуют в России, Литве, Азербайджане, Иране, Саудовской Аравии и Египте. В ближайших планах — открытие предприятия в Венесуэле.

Оптимизма добавляют текущие результаты работы. Как показывает динамика 11 месяцев, за год МАЗ продаст на 2,5–3 тыс. автомобилей больше, чем выпустит при темпе роста производства 146% к уровню 2009 г. Предприятие идет к тому, чтобы сократить складские запасы до уровня среднемесячного объема производства. За январь–ноябрь рентабельность сформирована на уровне 10%, а балансовая прибыль составила 218 млрд. Br. Конечно, чтобы выйти из кризисного состояния, пришлось пойти на некоторые жертвы: предприятие, в частности, сократило избыточное количество работников примерно на 4 тыс. человек. «Хотим перейти на еще меньшую численность персонала», — признался гендиректор. Эффект также дали жесточайшая экономия всех видов ресурсов и расширение линейки продукции.

Подобные меры однако еще не свидетельствуют о переходе МАЗа на исключительно рыночные принципы работы. К примеру, на вопрос «ЭГ» о причинах столь высокой концентрации производства на МАЗе в противоположность мировой практике субконтрактации и кооперации, А.Боровский почему-то начал рассказывать об активном сотрудничестве с заводами, входящими в ПО «Белавтомаз». По его мнению, перенос туда заказов, ранее выполняемых частными компаниями, — это и есть развитие субконтрактации, снижающее концентрацию производства на головном предприятии. Так что пока в целом предприятие продолжает двигаться своим путем.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений