Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
06.06.2014 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Маневры на нефтяной реке©

Только подписав Договор о Евразийском экономическом союзе, участники стали разбираться, какие последствия принесет его выполнение. Так, пока белорусы ждут, когда россияне выполнят обещание о беспошлинных поставках нефти, в Москве ломают голову над те...

Только подписав Договор о Евразийском экономическом союзе, участники стали разбираться, какие последствия принесет его выполнение. Так, пока белорусы ждут, когда россияне выполнят обещание о беспошлинных поставках нефти, в Москве ломают голову над тем, как избежать излишних потерь для своего бюджета.

Высокие экспортные пошлины на нефть невыгодны для самой России: они сдерживают внутренние цены на топливо, предприятия и население получают энергетическую субсидию, что не способствует энергоэффективности и конкурентоспособности экономики. Не случайно белорусские НПЗ оказались едва ли не самыми современными в СНГ, хотя и целиком зависят от поставок сырья из РФ. Теперь ситуация в корне меняется: обязавшись создать в рамках ЕЭС единый нефтегазовый рынок, россияне будут вынуждены рано или поздно снизить пошлины, что, по расчетам специалистов, повлечет потерю российским бюджетом до 30 млрд. USD в год. Выход у наших соседей только один: вместе со снижением пошлин на сырую нефть увеличивать пошлины на мазут и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но этот «налоговый маневр» порождает ряд других проблем: рост цен на бензин, потери дорожных фондов, а главное — снижение доходов тех нефтехимических компаний, которые не хотят тратиться на модернизацию своих НПЗ.

Поэтому предложенная Минэнерго и Минфином РФ последняя версия «налогового маневра» вызвала бурную дискуссию на заседании топливно-энергетической комиссии в Москве. Планируется, что реформа налогообложения «нефтянки» растянется на 4 года. При этом в 2015 г. предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть снизится с 59 до 42% (в действующем бюджете РФ на 2014–2016 гг. в следующем году предусмотрено снижение лишь до 57%). К 2018 г. пошлина опустится до 30% — почти до уровня казахстанской (сейчас — 80 USD, т.е. 28%). Это должно исключить попытки российских компаний экспортировать нефть через Беларусь и снизит бюджетные риски от создания Евразийского экономического союза. Одновременно в той же степени возрастают риски потерь для бюджета нашей страны.

Пошлины на светлые нефтепродукты к 2018 г. снизятся до 26%, в т.ч. на бензин, на который сейчас в РФ действует заградительная 90-процентная пошлина, введенная, чтобы предотвратить дефицит на внутреннем рынке. Пошлина на мазут будет плавно повышаться до 100% к 2018 г. В свою очередь, НДПИ на нефть с нынешних 493 RUB за тонну вырастет в 2015 г. до 775 RUB, а через четыре года достигнет 950 RUB. В результате эффект для российского бюджета окажется нулевым, и выпадающих доходов не будет. Одновременно «выпадут» доходы белорусской нефтепереработки.

В результате «маневра» у российских нефтяных компаний в первый год может снизиться маржа из-за возросших издержек: при снижении пошлины на нефть до уровня, близкого к казахстанскому, стоимость сырья для НПЗ вырастет примерно на 300 USD за 1 т и многие проекты станут нерентабельны, цитируют «Ведомости» специалистов Московского нефтегазового центра Ernst Young. Но в последующие годы компании компенсируют потери благодаря росту цены на бензин — по плану Минфина РФ они могут повыситься на 1–2 RUB. Кроме того, поддержать своих производителей российские власти намерены с помощью снижения акцизов на нефтепродукты.

Добывающий сегмент нефтяной отрасли пострадать не должен, особенно если цены на нефть останутся на достаточно высоком уровне. Перерабатывающий сегмент от маневра проиграет, хотя он и выгоднее для них, чем ранее предлагавшееся увеличение пошлин на мазут до 100% с 2015 г. По расчетам, маржа условного НПЗ в Центральной России в ближайшие два года снизится с 9 до 4 USD за баррель, а к 2018 г. — до нуля. Восстановить уровень маржи удастся по завершении модернизации заводов.

Для Беларуси это означает рост стоимости сырья и внутренних цен на автомобильное топливо, а в перспективе — усиление конкуренции российских производителей. При этом по мере обещанного поэтапного отказа от перечисления в бюджет РФ пошлин на нефтепродукты будут сокращаться и размеры этих перечислений. По плану Минфина РФ с 2015 по 2018 гг. пошлина на экспорт нефти должна сократиться с 42 до 30%, на экспорт дизтоплива — с 52 до 26%, бензина — с 86 до 26%, нафты — с 90 до 80%, мазута — вырастет с 75% нефтяной пошлины до 100%. Одновременно акцизы на бензин будут снижены с 8100 до 3000 RUB, а на дизтопливо — с 3700 до 2200 RUB.

А пока россияне готовят «перестановку налогов», Беларуси придется пополнять их запасы нефтепродуктов. Согласно договоренности с профильными российскими ведомствами наша страна должна поставить в 2014 г. на российский рынок 3 млн. т автомобильного топлива, в том числе 2 млн. т бензина и 1 млн. т дизельного топлива стандарта евро-4 и евро-5, сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на источник в белорусских органах госуправления. Эти цифры внесены в топливно-энергетический баланс Союзного государства и должны быть утверждены на ближайшем заседании союзного Совмина. Для сравнения: в прошлом году в России было продано 1,443 млн. т белорусских нефтепродуктов, в том числе 1,146 млн. т автобензина, 216 тыс. т дизтоплива, 77 тыс. т топлива для реактивных двигателей и 4 тыс. т мазута.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений