Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №76(2573) от 07.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5072
EUR:
2.4391
RUB:
4.1712
Золото:
138.32
Серебро:
1.66
Платина:
74.16
Палладий:
181.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Малый и средний бизнес Германии

Валерий Фадеев. Фото: Bel.biz

После публикации в «ЭГ» материалов заслуженного юриста Беларуси Валерия ФАДЕЕВА, посвященных индивидуальному предпринимательству и роли торгово-промышленных палат, в которых автор ссылался на опыт Германии, читатели попросили его более подробно рассказать об организации малого и среднего предпринимательства (МСП) в ФРГ.

Мне приходилось неоднократно участвовать в семинарах, которые проводились по линии Германского фонда международного правового сотрудничества, и подготовить по их итогам около 20 специальных бюллетеней.

Малый и средний бизнес зачас­тую называют мотором немецкой экономики. Он вносит весомый вклад в ВВП, является главным налогоплательщиком и работодателем.

Статистическая классификация бизнеса в Германии отличается от принятой в Евросоюзе. Так, к категории «средних» относят предприятия с численностью работающих от 50 до 499 человек (в ЕС– до 249). Поэтому и показатели роли МСП в экономике Германии отличаются от показателей ЕС: считается, что в стране доля занятых в МСП составляет 58% от общего количества занятых (примерно на 1,7 млн больше, чем по методике ЕС). В 2017 г. доля предприятий МСП в общем количестве предприятий составила 99,5%, также им принадлежало почти 82% рабочих мест от всех имеющихся в стране.

Вероятно, последний показатель следует признать одним из важнейших, учитывая его социальную функцию. Отметим, что в Германии нет законодательно закрепленного понятия малого бизнеса, но в соответствии с классификацией, принятой на уровне министерств, к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн евро.

Что касается экспорта, то доля МСП составляет 17%. Однако, думаю, что здесь следует учитывать структуру немецкой экономики и ее экспортный потенциал, когда основными экспортерами являются гиганты, прежде всего машиностроительные. Тем не менее, как отмечают многие исследователи, МСП Германии активно внедряет инновационные технологии, хотя в последние годы доля таких предприятий несколько снизилась.

Специалисты выделяют семь условных групп при оценке инновационной составляющей МСП: от высокотехнологичных стартапов, представляющих в основном «потомков» исследовательских компаний, до компаний без инноваций в НИОКР, доля которых в последнее время составляет около 37% от всех субъектов МСП.

Основными организационно-правовыми формами организации бизнеса в Германии являются общества с ограниченной ответственностью (ООО) и коммандитные товарищества (7%), акционерные общества (37%), товарищества (7%), индивидуальные предприниматели (ИП; 47%), лица свободных профессий. Статданные приведены за 2018 год.

Для ООО установлен минимальный размер уставного капитала 25 тыс. евро, для акционерных обществ – 50 тыс. евро.

Что касается ИП, то выбор указанной формы связан со следующими преимуществами: быстрое и недорогое оформление, отсутствие налога на используемое имущество, упрощенный порядок ведения отчетности. Но здесь есть определенные риски: ответственность личным имуществом по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, и недостаточная защищенность в случае временной нетрудоспособности. ИП заняты в сфере ремонта и реконструкции зданий, торговли, бытового обслуживания.

К лицам свободных профессий относятся осуществляющие деятельность во многих сферах: медики, фармацевты, адвокаты, ревизоры-экономисты, консультанты по налогам, финансам, коммерции, предпринимательской деятельности, экономисты-статистики и др. Определение термина «свободная профессия» содержится в законе об обществах (объединениях) лиц свободных профессий.

Для большинства свободных профессий требуется, как правило, законченное высшее или среднее специальное образование, а для самостоятельной деятельности на их основе – опыт работы по специальности и наличие знаний коммерческого и финансового характера.

Такие лица должны регистрировать свое предприятие или фирму в финансовом учреждении (Finanzamt) по месту жительства при наличии разрешения на самостоятельную работу (для большинства свободных профессий) соответствующей профессиональной Палаты, а также при выполнении определенных финансовых условий. При регистрации Finanzamt присвоит им налоговый номер. Как видим, здесь велика роль профессио­нальных Палат, выполняющих ряд функций, которые у нас, например, поручены госорганам: регистрация, допуск к работе, присвоение налогового номера.

Можно ли считать, что лица свободных профессий близки к ИП?

Последние помимо подоходного налога платят и налог на ведение предпринимательской деятельности – Gewerbesteuer, если их дело приносит свыше 50 тыс. евро в год. А на лиц свободных профессий он не распространяется, но они должны платить подоходный налог согласно нормальному тарифу (наибольшая ставка этого налога – 42%). Кроме того, «свободные работники» обязаны уплачивать налог с оборота (Umsatzsteuer), общая ставка которого с января 2007 г. равна 19%. Однако необходимость в этом при использовании льготного правила для мелких предприятий отпадает.

Есть в Германии такое понятие, как семейные предприятия. Кстати, в свое время шли дискуссии по поводу введения такой формы малого бизнеса в Беларуси. Инициаторы этой идеи утверждали, что семейные предприятия зачастую работают и управляются гораздо лучше, чем другие.

Правовая база для их создания существует и в некоторых странах СНГ. Например, понятие семейного предпринимательства можно найти в принятом в 2012 г. одноименном Законе Узбекистана. Оно характеризуется как предпринимательская деятельность, осуществляемая членами семьи в целях получения дохода (прибыли), на свой риск и под свою имущественную ответственность. Семейное предпринимательство основывается на добровольности его участников, может реализовываться с образованием или без образования юридического лица.

Значительная часть деятельности в Германии осуществляется как ремесленная. Нужно сказать, что здесь имеются давние традиции и существуют серьезные требования. Так, нужно специальное образование, диплом, практика работы подмастерьем и т.д.

Мастер имеет право открыть свое предприятие. Термин Meisterbetrieb всегда произносят с гордостью. Он означает, что предприятие принадлежит специалисту, прошедшему по всем правилам путь становления мастера и сдавшему этот экзамен. Многие ремесленные предприятия вообще нельзя открывать, если там не будет работать хотя бы один мастер с дипломом Meisterbrief (дословно – «письмо мастера»). Дип­лом этот выдается ремесленной палатой.

К сожалению, объем газетной статьи не позволяет подробно описать все детали организации МСП в Германии, но, надеюсь, что основные ее особенности удалось отразить.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений