Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
21.09.2010 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАЛЫЙ БИЗНЕС ПОШЕЛ В РЕГИОНЫ

Статданные свидетельствуют об опережающем росте сектора малого предпринимательства в регионах по сравнению со столицей и областными центрами. Это позволяет заявить о смягчении проблемы неравномерного развития частного бизнеса в целом по республике.

Статданные свидетельствуют об опережающем росте сектора малого предпринимательства в регионах по сравнению со столицей и областными центрами. Это позволяет заявить о смягчении проблемы неравномерного развития частного бизнеса в целом по республике.

Татьяна БЫКОВА, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства

За 2009 г. общее количество малых предприятий (МП) выросло почти на 14%, превысив по состоянию на 1 января т.г. 77 тыс. А за последние четыре года общее число зарегистрированных МП более чем удвоилось. Даже несмотря на то что почти каждое десятое из зарегистрированных в течение прошлого года не осуществляло экономическую деятельность, позитивная динамика и структурные изменения обеспечили повышение удельного веса МП в основных экономических показателях страны. В ВВП доля данной категории субъектов хозяйствования увеличилась на 3,1 процентного пункта (п.п.), до 11,4%, в выпуске товаров и услуг — на 4,1 п.п., до 12%, в общем объеме производства промышленной продукции (работ, услуг) — на 1,5 п.п., до 9,1%, по инвестициям в основной капитал — на 14 п.п., до 24,3%.

Объем промышленного производства малых и микроорганизаций составил по итогам 2009 г. почти 12 трлн. Br. Их удельный вес в стекольной, фарфоро-фаянсовой, легкой промышленности достиг почти 17%, в лесной и деревообрабатывающей — почти 25%, а полиграфической — около 42%.

Отрадно, что при этом темпы роста малого предпринимательства (не только формально зарегистрированного, но и реально работающего) в регионах оказались выше, чем в Минске и областных городах, т.е. имела место его «регионализация». Так, если по итогам 2006 г. 67,8% малых предприятий работали в столице и областных центрах, а на регионы приходилось лишь 32,2%, то на начало этого года 60,4% и 39,6% соответственно.

Что касается индивидуального предпринимательства, то здесь складывается противоположная тенденция. Темпы роста значительно замедлились: в 2007 г. к предыдущему году показатель составил 110,8%, в 2008-м — 101,4%, в 2009-м — 101,9%. Кроме того, в прошлом году в Гомельской, Могилевской, Витебской и Брестской областях отмечено сокращение численности ИП. Общую статистику «вытянул» лишь столичный регион.

При этом оживление сектора малых предприятий на фоне замедления роста индивидуального предпринимательства одновременно сопровождается общей ориентацией на производственный бизнес. Любопытно, что доля МП, работающих в производственной сфере, достигла наибольшего значения в тех регионах, где сократилась численность ИП. К примеру, при среднем по республике удельном весе производственных малых предприятий 20% в Гродненской области показатель составил 22,9%, в Брестской — 22,8%. Вместе с тем в столице, где темп роста ИП сохранялся высоким (в 2009 г. 111,7% к уровню 2008 г.), зафиксирована минимальная доля малых промышленных предприятий — 17,4%. Поскольку ориентация ИП на производственный бизнес практически невозможна в связи с действующими ограничениями по найму рабочей силы, можно сделать вывод, что переток предпринимателей из данной организационно-правовой формы в формат юридических лиц стал одним из факторов роста производственного сектора.

Как свидетельствуют данные опросов, росту общего числа субъектов малого бизнеса также способствовало общее улучшение условий для предпринимательской деятельности, введение заявительного принципа регистрации, сокращение количества административных барьеров и процедур. Серьезную роль сыграло улучшение доступа к имуществу, возможность получения помещений для реализации инвестиционных проектов на льготных условиях, а также применение пониженных ставок при упрощенной системе налогообложения.

Вместе с тем присутствие бизнеса в сельской местности пока весьма незначительно. Удельный вес малых частных предприятий, работающих там, не превышает 3% от их общего количества, а доля в общем объеме производства сельхозпродукции не достигает даже 2%. Именно эти регионы больше других нуждаются в развитии инициативной предпринимательской деятельности.

Достижение реальных результатов в этой области возможно лишь в условиях системного подхода к становлению агробизнеса, малого предпринимательства в сфере сельского туризма, бытовых услуг, торговли, общественного питания и т.п. Важно также повышать заинтересованность населения начинать собственное дело путем пропаганды, в т.ч. в СМИ, положительных примеров частной инициативы.

В течение последних трех лет в целях активизации предпринимательства в малых и средних городах, а также в сельской местности принят ряд законодательных актов. Однако не все заложенные в них посылы работают. Так, Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг. в качестве ведущей меры, стимулирующей развитие бизнеса и самозанятость сельского населения, предусматривается оказание малому сельскому предпринимательству юридических, информационных, консалтинговых, маркетинговых и других услуг. Вместе с тем центры поддержки предпринимательства сегодня явно тяготеют к крупным и средним городам, в результате чего наиболее инициативная часть сельских жителей все еще испытывает информационный дефицит, а ее потенциал остается нераскрытым.

Некоторое улучшение статистических показателей в сфере малого бизнеса «ЭГ» также попросила прокомментировать представителей бизнес-союзов.

Председатель БСПН им. М.Кунявского Георгий БАДЕЙ:

— Чисто статистически сдвиги есть. Можно говорить, что меры, предпринятые правительством по льготированию налогообложения в малых городах и сельской местности, оказались привлекательными. Многие задумались о переносе своего бизнеса из крупных городов в малые и сельскую местность. Экономические стимулы появились, они работают — и это хорошо. Но возникает как минимум два вопроса. Во-первых, стоит ли оценивать достижения только на основании темпа роста числа новых субъектов хозяйствования, особенно если изначально база для исчисления в различных районах была очень незначительной? К примеру, в таком-то районе работало одно малое частное предприятие, зарегистрировали еще одно — темп роста уже 200%. Во-вторых, насколько вовлечено в этот процесс местное население? Или им только отводится роль наемных работников? Одно дело, когда столичный бизнесмен вынес производство в сельскую местность, пришел иностранный инвестор, и совсем другое — если местный житель попытался организовать фирму.

Наша беда в том, что развитием предпринимательства в регионах толком не занимаются, а нынешнее движение — это скорее результат частной инициативы. К примеру, население в малых городах, и тем более в сельской местности, нуждается в консалтинговой, юридической и образовательной поддержке. Для этого необходимо создать там соответствующую инфраструктуру поддержки предпринимателей. А где сегодня располагаются центры поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторы? В основном в крупных городах.

К тому же не всегда вопросы вовлечения населения в предпринимательскую деятельность связаны с образованием юрлица или даже ИП. Напомню, есть Столинский район, где местные жители выращивают и реализуют на рынок страны и зарубежья тысячи тонн помидоров и огурцов, зарабатывая приличные деньги. Но таких районов в Беларуси единицы, и процесс становления бизнеса там проходит стихийно. Вот если бы этой самозанятости да придать заданное направление, к примеру, в Столинщине организовать кластер, в рамках которого одни выращивают, другие перерабатывают, а третьи сбывают продукцию, региональный бизнес получил бы качественно иное развитие.

На мой взгляд, достаточно удачно эта работа поставлена в Быховском районе. Но таких в целом по республике единицы. Более того, многие председатели райисполкомов, если не большинство, весьма прохладно относятся к частной предпринимательской инициативе. Находятся и такие, кто на предложение вложить частный капитал отвечает: «ну, приходите, а мы посмотрим, пускать вас в район или нет». Думаю, тут есть над чем задуматься.

Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН:

— Меры, принятые правительством в последние годы, конечно, дали определенные результаты, в частности, стимулировали развитие производственного бизнеса. Хотя, разумеется, либерализация еще далеко не исчерпала себя, а многие проблемы остаются открытыми. На наш взгляд, принципиальное значение имеет расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения. Для предприятий предел годовой выручки, позволяющий работать по УСН, должен быть увеличен до 4 млрд. Br, если не уплачивается НДС, и до 8 млрд. Br — с уплатой НДС.

Требуют пересмотра процедуры отвода земельных участков и регистрации объектов недвижимости. Сегодня, если возведенный объект признан капитальным строением, договор на аренду участка заключается на 15 лет, а если не признан — лишь на 1 год. О какой защите прав инвестора и предпринимателя может идти речь? Стоит поссориться с чиновником — и вы потеряете и землю, и вложенные в объект деньги.

Правительство поставило цель развивать придорожный сервис, что является перспективной нишей для бизнеса в регионах. Но до сих пор серьезного движения нет — по вполне экономическим причинам. Наше исследование показало, что при нынешнем несвободном ценообразовании для объектов общепита 2-й наценочной категории, к которым в основном относятся придорожные кафе, бизнес не может покрыть издержки и, следовательно, не способен полноценно развиваться. Худо-бедно выживают лишь кафе Белкоопсоюза, которым в прежние годы оказывалась поддержка из инновационного фонда Минторга. Частники такой финансовой подпитки не имеют, а заработать в условиях ограниченных наценок у многих не получается.

Наконец, ряд законодательных норм по-прежнему висит дамокловым мечом над всем бизнесом. К примеру, согласно ст. 23.17 КоАП отсутствие или неверное указание сведений в первичных учетных документах влечет наложение штрафа в размере до 5% стоимости хозяйственной операции. Подобные штрафные санкции в одночасье могут сделать банкротом. Для того чтобы люди смело шли в бизнес, инвестировали, надо чтобы у них не было даже теоретической возможности лишиться своего капитала за нарушения, которые не повлекли ущерба для государства.

Парадоксально, но для многих до сих пор выгодней заниматься нелегальным бизнесом, чем играть по правилам. Такая проблема как раз в большей степени свойственна регионам.

В помощь начинающим

Желающие открыть свой бизнес могут найти много полезной информации на сайте БСПН им. М.Кунявского в разделе «Как создать свой бизнес» http://startup.bspn.by.

Данный ресурс содержит сведения о том, что такое бизнес-идея, исследование рынка, маркетинговая идея и как эти понятия можно применять на практике. Союз дает рекомендации по проведению оценки экономической целесообразности проектов, потребности и эффективности капитала. Акцент также сделан на составлении бизнес-планов: даются советы о том, когда необходимо разрабатывать такой документ, что включать в его состав, как анализировать риски и т.п. Приведены примеры такой работы, в т.ч. на сайте размещен типовой бизнес-план СТО, придорожного кафе и инвестиционного проекта «Цифровая цветная и черно-белая полиграфия».

Интернет-ресурс содержит ссылки на различные нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, перечислены принципы и форматы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Есть достаточно подробное описание процедур получения кредитов. На сайте можно найти гиперcсылки на другие полезные ресурсы Байнета, в частности, портал Малого и среднего бизнеса в РБ Bel.biz, Информационную систему инфраструктуры поддержки предпринимательства (http://svoedelo.by), Виртуальную интеллектуальную биржу коммерческих идей и проектов (http://vib.by), Центр субконтрактации (http://subcontract.by) и другие.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by