Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
09.10.2009 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Логистике нужна координация

Лидерство мировых компаний и целых стран сегодня обеспечивается не только современными технологиями, но и эффективной организацией потоков товаров. Однако логистика пока не стала сильной стороной экономики РБ. О том, есть ли ...

Лидерство мировых компаний и целых стран сегодня обеспечивается не только современными технологиями, но и эффективной организацией потоков товаров. Однако логистика пока не стала сильной стороной экономики РБ. О том, есть ли у нас еще шансы догнать ушедших вперед Польшу, Литву и другие страны, рассказывает председатель Белорусской ассоциации логистики «АБИЛОГ», ректор Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО) Валерий ТОЛКАЧЕВ.

— Да, соседями сделаны определенные шаги. Но говорить, что мы от них сильно отстали, было бы неправильно. У нас есть определенные достижения в промышленной, торговой, транспортной отечественной логистике. Есть видение того, как она должна развиваться: правительством принята Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г.

Есть сдвиги и в подготовке кадров. С 2009 г. МИТСО, БГУ, БНТУ, Белорусский государственный университет транспорта (Гомель) начали подготовку логистов. К примеру, МИТСО, ранее занимавшийся только переподготовкой кадров, с сентября набрал две группы студентов очной и заочной форм обучения на специальность «логистика», по 25 человек каждая. Правда, дипломы они получат только через четыре года. Сейчас на первом курсе идет изучение общеобразовательных дисциплин. Кафедра логистики продолжает работу по формированию эффективных программ обучения старших курсов, ищет лекторов, готовит новые учебники. Со 2-3 курсов, когда пойдет специализация, начнется практика. Мы надеемся, что здесь помогут промышленные предприятия, такие как МАЗ, МТЗ, Горизонт, а также торговые сети «Корона», «На недельку», «Евроопт», «Рублевский», обладающие серьезным опытом и ресурсами в данной сфере. Промышленная, торговая, транспортная логистика в РБ создана и работает. Правда, она несовершенна, что сказывается на эффективности движения товарно-транспортных потоков. Придется еще многое предпринять, чтобы достичь уровня развитых стран.

Начать стоит с координации всех видов логистики. Например, в Италии эту сферу деятельности координирует Институт внешней торговли, в Польше — Центр логистики Познани, в котором работает 200 специалистов. Этот город выбран не случайно: Познань — место сосредоточения больших современных складских помещений, транспортных развязок. Кто сегодня координирует отечественную логистику РБ на уровне правительства? Минтранс решает вопросы транспортной логистики. Минторг отслеживает движение потребительских товаров. Никто не может сказать, кому и сколько нужно специалистов в области логистики. Большая распыленность усилий мешает созданию сильной логистической системы страны. Создание у нас института, аналогичного польскому и итальянскому центрам, позволит быстрее построить эффективную систему национальной логистики.

Такая структура может появиться, например, при Минэкономики. Ее задача — объединение усилий, обеспечение финансирования логистики в промышленности, на транспорте, в торговле, в образовательной и научной деятельности. Пусть она будет меньше национальных зарубежных центров управления логистикой, но без нее, даже при наличии успехов отдельных предприятий и отраслей, не исключено существование слабых звеньев, тормозящих движение экономики страны.

- Какую роль, на ваш взгляд, в становлении отечественной логистики может сыграть III Белорусский транспортный конгресс «Транспорт и логистика»?

— В программу конгресса включен ряд тем, которые, уверен, станут поводом для дискуссий по трем направлениям. Во-первых, это проблемы и задачи логистики в условиях финансово-экономического кризиса, который хотя уже и пошел на спад, тем не менее продолжает оказывать негативное влияние. В последние 3-5 лет белорусское производство было сильно модернизировано, предприятия научились делать добротную, конкурентоспособную продукцию, и продовольственную, и промышленную. Да, мировые стандарты высоки, но если она не находит сбыта в одной стране, может хорошо пойти в другой: мир велик, рынок большой. Именно логистика остается важным звеном в решении проблем транспортных коммуникаций и освобождения предприятий от складских запасов.

Вторая задача — расширение международного сотрудничества, внешней торговли, поиск новых партнеров как в России и других странах СНГ, так и в дальнем зарубежье. Логистика как раз и нацелена на решение таких задач.

Безусловно, не обойдется без обсуждения проблем внутренней логистики, строительства траспортно-логистических центров (ТЛЦ), способных привлечь в страну товарно-транспортные евразийские потоки. Идет подготовка строительства ТЛЦ в районе Национального аэропорта Минск-2, а также двух ТЛЦ — «Подлесье» и в столичном микрорайоне «Новинки».

- Какой из проектов, на ваш взгляд, заработает быстрее и окажется наиболее эффективным?

— Тот, который поддержит государство и для которого найдутся инвесторы (как иностранные, так и отечественные), способные создать такой ТЛЦ, который будет приносить прибыль и пользу национальной экономике. Безусловно, инвесторы должны получить гарантии и преференции, для чего потребуется соответствующая нормативная правовая база. Кстати, к созданию такого центра могут быть привлечены и государственные ресурсы. К примеру, в строительстве первых ТЛЦ Италии государственный и частный капиталы участвовали в равных долях.

Насколько мне известно, стадия практической реализации ТЛЦ начнется в марте-апреле 2010 г. после утверждения проектов. Возможно, такая поддержка будет оказана ТЛЦ Национального аэропорта «Минск-2», где есть нужные коммуникации. Рядом автомагистраль Минск-Москва, а с подводом железнодорожной ветки к Минску и БЖД он может стать эффективным объектом притяжения грузопотоков из Европы и Азии, составит достойную конкуренцию ТЛЦ соседних стран. Но на его строительство уйдет не один год. Даже Франция и Италия, активно развивающие логистику с 70-х годов, не считают, что добились полного успеха. До сих пор идет работа над формированием и перераспределением товарно-транспортных потоков. Отмечу, что окупаемость таких центров начнется не ранее чем через 3-5 лет.

Два других ТЛЦ, на мой взгляд, ожидает судьба пусть и современных, но все же складских объектов. До сих пор у нас не было опыта создания складских помещений группы «А», и если удастся создать склады такого уровня, вложения инвесторов окупятся сторицей. Таким образом, если правительство будет проводить скоординированную политику отечественной логистики, Беларусь сможет продвинуться далеко вперед, рационально выстроив логистические цепи, и отдача от них будет высокой. Ну а если вместо дел будут только слова — останемся топтаться на месте.

* * *

В марте-апреле МИТСО намерен провести международную научно-практическую конференцию по логистике. Идет разработка тем дискуссий, подбор участников. В их числе обязательно будут профессионалы Польши, Италии, России, Украины, Литвы. В вузе полагают, что конференция, как и III Белорусский транспортный конгресс, помогут оценить состояние отечественной логистики и пути ее развития.

Тамара МАРКИНА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений