Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
04.11.2014 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛИЦО ЛИЗИНГА:©

Сроки заключаемых в Беларуси договоров лизинга удлиняются до 7—10 лет, однако и просроченная задолженность лизингополучателей в I полугодии т.г. почти удвоилась. Новые тенденции на отечественном рынке лизинга обсудили участники семинара на выставке «Банки. Страхование. Лизинг».

нормативное и физическое

Сроки заключаемых в Беларуси договоров лизинга удлиняются до 7—10 лет, однако и просроченная задолженность лизингополучателей в I полугодии т.г. почти удвоилась. Новые тенденции на отечественном рынке лизинга обсудили участники семинара на выставке «Банки. Страхование. Лизинг».

По данным исследования, проведенного Ассоциацией лизингодателей, у 19 крупнейших компаний, включенных в соответствующий реестр Нацбанка, объем финансирования деятельности в 2013 г. составил почти 4,1 трлн. Br, а за I полугодие т.г. — уже 2,5 трлн. Глава Ассоциации Александр Цыбулько отметил, что соотношение источников здесь в последние годы почти не меняется: сейчас собственные средства компаний составляют 39%, заемные — 61%, причем среди последних почти 2/3 это кредиты, а выпуск облигаций — лишь 7%. При этом 22% заключенных в этом году договоров лизинга финансируются в рублях, а 78% — в валюте.

Объем нового бизнеса в I полугодии 2014 г. достиг 4,17 трлн. Br, тогда как по итогам 2013 г. он составлял 5,5 трлн. Br. Однако если стоимость предметов лизинга в общем объеме заключенных договоров в 2013 г. составляла 4,1 трлн. Br (75%), то за 6 месяцев т.г. — 6,6 трлн. Br (63%), что объясняется увеличением сроков договоров. Это, по мнению А.Цыбулько, свидетельствует, что дела у клиентских компаний идут хуже. Подтверждается такой вывод и ростом договоров возвратного лизинга. Если в 2011 г. доля таких сделок составляла лишь 6,6%, в 2012-м — 9,7%, в 2013-м — 12%, а по итогам 6 месяцев т.г. — уже 19%. Очевидно, что предприятия пытаются с помощью возвратного лизинга пополнить оборотные средства, а заодно минимизировать налоги.

Тревожно выглядит и динамика других показателей. Так, просроченная задолженность за январь–июнь т.г. достигла 14% против 8% в 2013-м и 4% в 2012 г. Доля международного экспортного лизинга сократилась с 11% в 2013 г. до 4% в I полугодии т.г., тогда как импортного — выросла с 10% до 13%. Одна из причин этого явления — «провал» на украинском рынке, стагнация в Казахстане и рецессия в России. Планы на 2015 г. не только не добавляют оптимизма, но и не внушают доверия.

Лучше понять роль лизинга в отечественной экономике помогают международные сравнения. Согласно недавно опубликованному исследованию объем мирового рынка лизинга в 2012 г. составил 868 млрд. USD. При этом наиболее устойчивый рост наблюдается в странах Северной Америки и Азии, тогда как в Европе отмечено снижение с 401 млрд. USD в 2007 г. до 314 млрд. в 2012-м. Лидируют здесь США (294 млрд. USD), Китай (88 млрд.) и Япония (68 млрд.). На 14-м месте — Польша (9 млрд. USD). Если бы Беларусь подавала данные в европейскую лизинговую ассоциацию, то могла бы рассчитывать на неплохое место. Впрочем, объем лизингового рынка в республике достигал максимума в 2008 г. — 2,5% ВВП, однако в 2013-м он снизился до 1,7%. Для сравнения: в Казахстане этот показатель в прошлом году равнялся 0,7%, в РФ — 1,95%, в Украине — 2,1% (исключительно за счет масштабной сделки «Укрзалезницы», составившей 80% всего объема рынка). В этом году значение показателя будет другим.

По основному критерию развития лизинга в стране — уровню проникновения (отношение стоимости заключенных договоров лизинга (нового бизнеса) к ВВП) — на протяжении последних лет 1-е место в мире занимает Эстония (6,3%), 2-е — Швеция (3,98%), 3-е — Латвия (3,3%), 10-е — Литва (2,12%), 14-е — США, 21-е — РФ, 41-е — Украина. Оборот крупнейших 17 лизинговых компаний в мире достиг в 2012 г. 18 млрд. EUR, совокупный объем нового бизнеса вырос во II квартале т.г. на 8,8%, прибыль до налогообложения — на 15%, рентабельность — с 29% до 33,3%, а объем лизингового портфеля снизился на 0,7%, до 6%. В то же время в Европе отношение объема нового бизнеса к инвестициям в основной капитал сократилось с 16% в 2008 г. до 12% в 2009-м, тогда как в Беларуси оно находится на уровне около 15%. В среднем в Европе, если рассматривать только лизинг оборудования и транспортных средств, уровень проникновения снизился с 23% в 2008 г. до 19% в 2009-м, а по недвижимости он составил около 4%, тогда как в нашей стране в этом году — порядка 20%. При этом не секрет, что малый и средний бизнес видит в лизинге источник роста, а крупные компании — инструмент оптимизации налогообложения.

Тем временем в Беларуси особое внимание уделяется правовому регулированию лизинга. Начальник управления регулирования небанковских операций Нацбанка Дмитрий Набздоров пообещал, что в новом году будут приняты поправки в главу 34 Гражданского кодекса, которые сделают возможными передачу имущества в лизинг физическим лицам, как предполагает Указ от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Кроме того, подготовлены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым, с одной стороны, вознаграждение лизингодателя при передаче имущества в финансовый лизинг физическим лицам не для предпринимательских целей будет освобождаться от уплаты НДС, а с другой — граждане-лизингополучатели получат право на инвестиционный вычет по подоходному налогу, как и при иных способах финансирования подобных сделок. Однако в Нацбанке это считают недостаточным и инициируют подготовку проекта указа, в котором бы комплексно регулировались все правоотношения при приобретении недвижимости физлицами посредством лизинга. В частности, там предполагается урегулировать вопросы регистрации граждан в квартирах на основании договора лизинга, разрешение ситуаций, когда физлицо исправно выплатило по обязательствам 90% стоимости жилья, а лизинговая компания обанкротилась, и это имущество переходит новому собственнику.

Другой вопрос, беспокоящий регулятора, — надежность лизинговых компаний. Поэтому Указом № 99 установлены требования к размеру их минимального уставного фонда до 50 тыс. EUR в эквиваленте. Но эта сумма не столь уж велика, а потому в Нацбанке ставится вопрос об обязательных нормативах финансовой устойчивости лизинговых компаний, а также о формировании резервов. Однако вслед за этим неизбежно возникает вопрос об изменении правил систематизации и представления информации о деятельности лизинговых компаний.

Когда 1,5 года назад готовился проект Указа № 99, представители Нацбанка заверяли бизнес-сообщество, что после его принятия не потребуется переход на банковский план счетов и правила представления отчетности. По-видимому, в Нацбанке сами не слишком представляли методологические затруднения, которые повлечет его тяга к «мегарегулированию». Теперь Д.Набздоров признал, что «для комплексного регулирования» в перспективе, например, в 2016 г., лизинговым компаниям для адекватной оценки и формирования резервов, вероятно, придется перейти на «иной» план счетов. Для этого Нацбанк предлагает внести изменения в Закон от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности», чтобы получить полномочия по установлению правил бухучета, которые он сегодня имеет, для лизинговых компаний. Если это произойдет, то им предстоят масштабные перемены в бухгалтериях, что потребует немало времени, сил и средств. Представитель Нацбанка пообещал, что для этого предусмотрен переходный период, а все необходимые нормативные акты будут обсуждаться и согласовываться с Ассоциацией лизингодателей.

Заметим, что в отечественном законодательстве в данной сфере существует странное недоразумение. В ст. 2 Закона № 57-3 к общественно значимым организациям отнесены среди прочих «банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее — банки)». Поэтому в дальнейшем по тексту Закона там, где упомянуты банки, надо понимать, что речь идет и о небанковских финансовых организациях. С другой стороны, последними согласно ст. 9 Банковского кодекса признаются юридические лица, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 БК (за некоторым исключением). В данной статье, в свою очередь, среди таких операций названа лизинговая деятельность, которую могут осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо основных банковских операций. Вопрос о том, могут ли сейчас лизинговые компании автоматически претендовать на банковский статус, имеет важное значение и для целей налогообложения. Ведь сегодня лизинговые компании вряд ли могут рассчитывать на применение особенностей определения доходов и расходов, предусмотренных ст.ст. 132 и 133 НК, в т.ч. в отношении создания и списания резервов, образования которых требует Нацбанк. Но особенности налогообложения небанковских кредитно-финансовых организаций в НК в настоящее время не закреплены.

Впрочем, законодателям придется разобраться и с множеством иных коллизий. Одна из них — неопределенность сферы полномочий общественных бизнес-объединений. Минюст до сих пор разрабатывает концепцию проекта закона о саморегулируемых организациях, которые государство намерено наделить некоторыми регуляторными и контрольными функциями, в т.ч. в финансовой сфере. Но поскольку такой закон появится не ранее 2018 г., нынешние ассоциации пока могут надеяться лишь на право совещательного голоса.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by