Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
23.05.2014 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лицензиями по импорту©

Падение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках подтолкнуло власти к использованию возможностей, которые предоставляет законодательство Таможенного союза по ограничению импорта аналогичных товаров из-за пределов единой таможенной территории...

Падение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках подтолкнуло власти к использованию возможностей, которые предоставляет законодательство Таможенного союза по ограничению импорта аналогичных товаров из-за пределов единой таможенной территории ТС.

Речь идет о применении Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9.06.2009 в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) в торговле с третьими странами. Основываясь на его нормах, постановлением Совмина от 16.05.2014 № 468 с 1 июня 2014 г. вводится лицензирование импорта цемента, стекла листового полированного и стеклотары в Беларусь из-за пределов единой таможенной территории ТС.

Импорт этих товаров с указанной даты может осуществляться только по разовым лицензиям, выдаваемым Минстройархитектуры. Однако выдавать их будут только при наличии заключенных между этим министерством и организациями — производителями цемента, стекла и стеклотары соглашений об условиях поставок этой продукции в РБ, устанавливающих объемы (квоты) ее поставок и минимальные цены на нее, а также при условии, что внешнеторговыми контрактами (договорами) предусматриваются поставки данной продукции в Беларусь по ценам не ниже минимальных цен, установленных указанными соглашениями. Таким образом, если такие соглашения не будут заключены, что вполне возможно, то и лицензии на импорт никто не получит.

Заодно Министерству иностранных дел поручается внести на рассмотрение ЕЭК предложение о применении другими государствами — членами ТС аналогичных мер, хотя для них они вряд ли будут актуальны — затоваривания цементом и стеклом у наших союзников пока не наблюдается. У нас же спрос внутреннего рынка на цемент оценен Минэкономики в 4921,4 тыс. т, стекла — 13,1 млн.м2, из которых 89,8% и 69,5% должна составить отечественная продукция. Для сравнения: в Казахстане, где сегодня действуют 10 цементных заводов общей мощностью 10,74 млн. т продукции в год, доля местного цемента на рынке по итогам 2013 г. превысила 80% (произведено 6,2 млн. т, импортировано 1,6 млн., экспортировано 80,7 тыс. т). В нынешнем году планируется открыть 3 завода, а до конца 2015 г. — еще три, что позволит довести мощности отрасли до 15,84 млн. т, полностью обеспечить внутренние потребности и расширить экспорт, причем прежде всего в страны ТС. Однако, учитывая интеграционные обязательства, с партнерами по союзу можно будет конкурировать только экономическими методами.

Также постановлением Совмина от 16.05.2014 № 469 с 1 июня 2014 г. вводится лицензирование импорта в РБ из-за пределов единой таможенной территории ТС отдельных видов макаронных и кондитерских изделий и сырья для их производства согласно прилагаемому перечню. При этом лицензии должны выдаваться Минторгом по согласованию с Минсельхозпродом и Белгоспищепромом. Обязательным условием выдачи лицензий также будет наличие заключенных между названными ведомствами и зарубежными производителями макаронных или кондитерских изделий соглашений об условиях поставок в Беларусь, устанавливающих минимальные цены на них, а также при условии, что внешнеторговым контрактом (договором) предусматривается поставка макаронных или кондитерских изделий в РБ по ценам не ниже минимальных цен, установленных соответствующими соглашениями. Заметим, что спрос внутреннего рынка на макароны оценивается Минэкономики в 74,5 тыс. т, из которых отечественная продукция должна составить всего 58,4%. Между тем, если в целом по республике доля импорта в прошлом году в товарных ресурсах продовольственных товаров составила 32,9%, то по макаронным изделиям — 49%. Теперь власти намерены с помощью мер нетарифного регулирования кардинально изменить соотношение.

Всего Минторгу предстоит лицензировать 25 видов продукции — практически все макаронные изделия, а также широкий спектр кондитерских изделий, включая шоколад, шоколадные конфеты, печенье, карамель, леденцы, драже, и сырье для их производства.

При этом МИД также собирается обратиться в ЕЭК с предложением ввести аналогичные «антимакаронные» и «антикондитерские» меры в России и Казахстане. Проблема в том, что эти страны вряд ли смогут принять такие меры, поскольку они противоречат правилам ВТО. Для Беларуси же такие шаги еще больше отдаляют перспективу вступления в эту организацию, а потребителей — от возможности выбирать товар по своему вкусу.

Правда, оба постановления приняты всего на полугода — до 30 ноября 2014 г. Однако, если принимаемые меры не помогут отстоять внутренний рынок от засилья импорта, никто не помешает властям не только продлить их действие по истечении этого срока, но и расширить номенклатуру «лицензируемых» товаров.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by