Легализация посреднической цепочки в сфере ЖКХ
Поправки в Закон от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – проект) приводят действующий Закон в соответствие с нормами Жилищного кодекса, указами Президента от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» и от 31.12.2015 № 536 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь». Вместе с тем документ содержит и определенные новации.
В проекте, поступившем в Палату представителей в конце прошлого года, уточняется перечень физических лиц – потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). К ним отнесены: наниматель жилого помещения государственного жилфонда, собственник жилого и (или) нежилого помещения, член организации застройщиков, лизингополучатель, дольщик, заключивший договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства.
Традиционно потребитель имел дело с исполнителем ЖКУ, в качестве которого может выступать и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель (ИП). Но с 2005 г. появилось так называемое уполномоченное лицо, положение о котором было утверждено постановлением Совмина от 30.03.2005 № 342. Это было необходимостью в ситуации «безвластия», когда в товариществах собственников, организациях застройщиков отказывались от управления непосредственно участниками или через избранного председателя.
Закреплено, что организацию – уполномоченное лицо назначает местный исполнительный и распорядительный орган. Уполномоченное лицо выполняет двойную роль: во-первых, ему делегируются полномочия по управлению общим имуществом жилого дома, а, во-вторых, оно представляет интересы участников совместного домовладения в отношениях с исполнителями, включая выбор исполнителей ЖКУ, заключение с ними договоров.
Кроме того, уполномоченное лицо берет на себя и функции защиты прав потребителя, выступая первым адресатом жалобы на оказание ЖКУ. И только потом потребитель вправе обращаться в традиционный орган защиты прав потребителей – Министерство антимонопольного регулирования и торговли.
Связка «потребитель – уполномоченное лицо» предполагает возмездные отношения. То есть у потребителя появляется дополнительный платеж, ибо помимо оплаты пакета основных и дополнительных ЖКУ ему придется оплачивать и услуги уполномоченного лица, с которым будет заключаться отдельный договор. Правда, плату за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения предполагается учитывать при распределении 5-долларового ограничения при повышении тарифов на ЖКУ. Установление тарифа на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения в расчете на 1 м2 общей площади жилых помещений, возможно, будет компенсироваться уменьшением тарифов на некоторые ЖКУ, но пока официальных разъяснений по этому поводу нет.
Уполномоченное лицо, наряду с исполнителем, получило право на проведение осмотров жилого помещения потребителя (с уведомлением его об этом) с целью выявления необходимости проведения профилактических и ремонтных работ. Эта норма вызывает опасение по причине вмешательства в частную жизнь гражданина.
Что касается самих ЖКУ, то их попытались классифицировать на основные и дополнительные. Перечень дополнительных услуг определяет Совмин, а перечень основных закрепляется в Законе.
Проект к основным ЖКУ относит:
– коммунальные услуги, за исключением снабжения сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок;
– техническое обслуживание;
– санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;
– текущий и капитальный ремонты, осуществляемые в порядке, установленном законодательством;
– техническое обслуживание лифта.
Услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, текущему ремонту, коммунальные услуги оказываются работниками исполнителя или ИП при наличии свидетельства о прохождении профессиональной аттестации, порядок проведения которой устанавливается Совмином.
Профессиональная аттестация работников организаций, входящих в систему Минжилкомхоза, занимающих должности руководителей, заместителей руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих ЖКУ, главных инженеров, мастеров, других специалистов, в должностные обязанности которых входят вопросы эксплуатации жилфонда, руководителей и специалистов экономических служб и (или) претендующих на них, в РБ внедрена с 1.03.2015 в соответствии с приказом Минжилкомхоза от 12.02.2015 № 7.
Напомним, что постановлением Совмина от 27.01.2009 № 99 утвержден перечень ЖКУ, оказываемых на конкурентной основе: техническое обслуживание жилого дома; текущий ремонт; капитальный ремонт; санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома; техническое обслуживание лифта; обращение с твердыми коммунальными отходами; дополнительные ЖКУ.
Потребитель вправе отказаться от дополнительных ЖКУ, а от основных – только в случаях, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и иными актами законодательства. К примеру, большинство таких услуг могут не оказываться потребителям – владельцам одноквартирных, блокированных жилых домов, также возможен отказ потребителей от оказания услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома.
Нельзя не отметить, что уполномоченное лицо получило право в случае несвоевременного внесения участниками совместного домовладения платы за ЖКУ принимать меры по ее взысканию в порядке, установленном законодательством.
Важным правом потребителя является право на информацию. В проекте подробно расписаны группы информации потребителя ЖКУ, которые он сможет получить через сайт, через так называемую платежку, на информационных стендах и иных носителях, находящихся во вспомогательных помещениях жилого дома. Обращает на себя внимание важное новшество: потребителя обязаны информировать об уровне теплопотребления жилого дома.
Рассматриваемый проект, по мнению разработчиков, не подлежит публичному обсуждению, так как не затрагивает вопросов осуществления предпринимательской деятельности и принципиально не меняет существующих подходов к правовому регулированию в сфере оказания ЖКУ. Однако представляется, что это не так. Многие виды ЖКУ осуществляются в конкурентной экономике, их исполнителями являются субъекты хозяйствования, а интерес граждан представляет введение нового платежа – за услуги посредника.