Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
22.08.2014 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КВОТА НА НЕТРАДИЦИОННУЮ ЭНЕРГЕТИКУ©

Романтические надежды на существенную замену традиционных нефти и газа на возобновляемые источники энергии разбиваются о скучные экономические расчеты. К такому выводу пришли белорусские власти, подготовив проект нормативного акта, ограничивающего развитие возобновляемой энергетики. Планируется ввести квоты на строительство энергоисточников, работающих на нетрадиционных видах топлива. Причина для этого в Беларуси, как и ранее в ряде других стран, весьма банальна: энергия из таких источников слишком дорога.

Романтические надежды на существенную замену традиционных нефти и газа на возобновляемые источники энергии разбиваются о скучные экономические расчеты. К такому выводу пришли белорусские власти, подготовив проект нормативного акта, ограничивающего развитие возобновляемой энергетики. Планируется ввести квоты на строительство энергоисточников, работающих на нетрадиционных видах топлива. Причина для этого в Беларуси, как и ранее в ряде других стран, весьма банальна: энергия из таких источников слишком дорога.

В Национальной программе развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 10.05.2011 № 586, ветро- и гелиоэнергетический потенциал страны оценивается достаточно скромно. На территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом 1600 МВт и годовой выработкой электроэнергии 2,4 млрд. кВт·ч. По данным государственной сети гидрометеорологических наблюдений, среднегодовой фоновый ветер на высоте установки датчиков направления и скорости ветра (10–12 метров) составляет 3–4 м/с, поэтому при выборе площадок ветроэнергетических установок требуются специальные исследования и тщательная проработка технико-экономического обоснования их строительства. Основными направлениями использования энергии солнца с учетом климатических условий были названы гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельхозпроизводстве и для бытовых целей. Объем их внедрения в программе достаточно скромен. Не столь уж велики и масштабы строительства энергообъектов, работающих на торфе, щепе и биомассе.

В соответствии со ст. 16 Закона от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» производители энергии из ВИЭ имеют право на гарантированное подключение к государственным энергосетям своих установок и приобретение государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной из ВИЭ и поставляемой ими в государственные энергосети, а также на ее оплату по тарифам согласно ст. 20 данного Закона. Эти тарифы, напомним, устанавливаются на уровне тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВА с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида ВИЭ, в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ, если иное не установлено Президентом.

С 1 марта т.г. согласно Декларации об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики ГПО «Белэнерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, такой тариф составляет 1329,9 Br/кВтЧч (при курсе 9740 USD/Br). При этом его текущий уровень индексируется по мере изменения курса в порядке, определенном в постановлении Минэкономики от 28.02.2011 № 24. С учетом повышающих коэффициентов, утвержденных постановлением Минэкономики от 30.06.2011 № 100, каждый киловатт-час «зеленой» электроэнергии стоит еще дороже.

Растущие расходы по гарантированной покупке такой энергии приносят предприятиям «Белэнерго» одни убытки. А поскольку от финансовых результатов зависят зарплаты и премии руководителей и остальных работников, а также оценка министерства, то стимулов для поощрения новых установок ВИЭ, принадлежащих «чужакам», у белорусских энергетиков просто нет. Поэтому неудивительно, что возникает желание ввести квотирование инвестпроектов, предусматривающих строительство энергоисточников, работающих на нетрадиционных видах топлива. В результате будет ограничен доступ на отечественный электроэнергетический рынок частных инвесторов. Приоритет возведения «зеленых» электростанций в Беларуси получат предприятия Минэнерго.

С ТОЧКИ зрения национальных интересов страны, ее энергетической безопасности она, мягко говоря, недальновидна. В Беларуси удельный вес возобновляемых энергоисточников составляет в настоящее время порядка 0,6% от установленной мощности всей энергосистемы. Приблизительно на таком же уровне находится и доля «зеленых» киловатт-часов в общем объеме производимой в стране электроэнергии. Естественно, в Европе и мире мы уже серьезно отстаем. К сожалению, климатические условия в Беларуси не позволяют рассчитывать на значительный масштаб ветро- и гелиоэнергетики, а альтернативная стоимость энергии, получаемой из импортируемых нефти и газа (пока цены на них ниже мировых), остается более привлекательной. Потому власти республики намерены «упорядочить» инвестпроекты по строительству установок с использованием альтернативных видов энергии. Судя по всему, казне не под силу выдержать активность частных инвесторов по строительству объектов ВИЭ с целью продажи электроэнергии с повышающими коэффициентами. На сегодня в Беларуси насчитывается 70 блок-станций, работающих на ВИЭ. В I полугодии 2014 г. они отпустили в сеть белорусской энергосистемы 47,9 млн. кВтЧч электроэнергии, что составляет 85,5% от общего объема произведенной ими электроэнергии, на 86,9 млрд. Br (без НДС).

Такое положение характерно для многих стран со схожим климатом. Например, даже с учетом субсидий для фотоэлементных гелиоэлектростанций американское минэнерго заявляет их цены в 15–22 цента за киловатт-час. Для угля и газа цифры в 1,5–3 раза ниже. В Евросоюзе цены на ввод мощностей альтернативной энергетики много выше, чем в Китае, Индии или даже США, а эффективность их ниже. Например, станция Lieberose Photovoltaic Park (третья в мире по мощности), располагающая 70,8 МВт, обошлась ФРГ в 238 млн. USD, т.е. более 3360 USD за кВтЧч. Заметим, что эта станция работает близ Берлина, где каждый квадратный метр за год получает от солнца чуть более 1 тыс. кВтЧч. В Индии же сейчас строится комплекс на 500 МВт (200 МВт уже в строю) стоимостью в 280 млн. USD, а квадратный метр в Гуджарате получает 2 тыс. кВтЧч в год. То есть европейский гелио-прорыв возможен только до тех пор, пока солнечная энергетика остается там зеленой модой. Занятие ею существенной доли рынка приведет к такому росту цен на электроэнергию, что способно буквально уничтожить конкурентоспособность местных экономик.

Тем не менее мировая тенденция такова, что не только развитые, но и развивающиеся государства в целях диверсификации энергоресурсов посредством господдержки продолжают наращивать мощности ВИЭ. Например, в Испании, где такая политика проводится с 1998 г., на проекты по строительству «зеленых» электростанций из бюджета выделено уже около 56 млрд. EUR в качестве субсидий. Как следствие, почти 30% потребленной в июле 2014 г. электроэнергии было выработано на ветроустановках, еще около 4% — на фотоэлектрических и концентрационных солнечных электростанциях.

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), доля возобновляемой энергетики в мировом энергобалансе возрастет с 20% в 2011 г. до 25% к 2018 г. При этом к 2015 г. ВИЭ в мире будут производить в 2 раза больше энергии, чем газ, а к 2016 г. — в 2 раза больше, чем атомная генерация. Самый быстрорастущий сегмент ВИЭ — малая гидрогенерация, слегка уступают ей ветрогенерация и солнечная энергия. Снижается и себестоимость «зеленого» киловатт-часа по сравнению с традиционными источниками. Поэтому в ряде стран наметилось сокращение государственного субсидирования развития ВИЭ. Но если в ЕС хватает средств для субсидирования ВИЭ, то в Беларуси ресурсы государства весьма ограничены и стимулирование производства электроэнергии из возобновляемых источников кажется чиновникам чрезмерным. Поэтому Минэкономики постановлением от 8.04.2014 № 29 снизило повышающие коэффициенты с 1,3 до 1,1 для поставщиков электроэнергии, выработанной из гидроресурсов, и с 3 до 2,7 — полученной из солнечного света.

СУБСИДИИ на возобновляемую энергетику, которые стали серьезной нагрузкой для белорусского бюджета, — это далеко не доминирующий фактор в ценообразовании. Прежде чем сравнивать различные энергетические технологии по экономическим и другим параметрам, необходимо определить их действительную стоимость, поскольку действующие в Беларуси (как, впрочем, и в ряде других стран) цены на топливо и энергию не отражают реальные затраты на их производство. Только при объективном ценообразовании будут действовать экономические стимулы, направленные на энергосбережение и создание новых технологий и энергетики.

Каждый год в мире потребляется столько нефти, сколько ее образуется в природных условиях за 2 млн. лет. Гигантские темпы потребления невозобновляемых энергоресурсов по относительно низкой цене, которая не отражает реальные совокупные затраты общества, по существу означают жизнь взаймы, кредиты у будущих поколений, которым не будет доступна энергия по такой низкой цене. Это лишь одна из составляющих затрат, которые общество платит за энергию, но которые не отражаются в рыночной цене. Другая составляющая стоимости энергии, распределяемой на все общество и не включаемой в тарифы на энергию, связана с загрязнением окружающей среды энергетическими установками. По мнению зарубежных экспертов, прямые социальные затраты, связанные с вредным воздействием электростанций, включая болезни и снижение продолжительности жизни людей, расходы на медицину, потери на производстве, снижение урожая, восстановление лесов и ремонт зданий в результате загрязнения воздуха, воды и почвы, дают около 75% мировых цен на топливо и энергию. По существу, это неформальный экологический налог, который платит человечество за несовершенство энергетических установок. Этот «налог» и составляет ту разницу в тарифах, которая делает выгодной стоимость энергии, произведенной с помощью экологически чистых технологий. С учетом подобных скрытых затрат большинство таких технологий становятся вполне конкурентоспособными. Поэтому в ряде стран Европы считают не только приемлемым, но и необходимым развитие и субсидирование возобновляемой энергетики, видя в этом инвестиции в будущее своих народов.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Тем временем

В Беларуси, по данным Минэнерго, задолженность потребителей за поставленную электрическую и тепловую энергию на 1 августа т.г. составила 928 млрд. Br.

Всего за 7 месяцев потребителям республики отпущено электро- и тепловой энергии на сумму 28 808,4 млрд. Br, в т.ч. в июле — на 3729,2 млрд. Из них оплачено почти 99% (в июле — 99,3%). Недоплата составила 297,8 млрд. Br.

Не обеспечили полную оплату организации Минпрома (уровень оплаты 98,8%), концернов «Беллесбумпром» (90,1%), «Беллегпром» (93,9%), «Белгоспищепром» (99,9%), Минстройархитектуры (99,9%), Минтранса (99,9%), Белкоопсоюза (99,9%), Минздрава (99,6%), Минспорта (99,7%), Национальной академии наук (97,5%).

По организациям коммунальной формы собственности за январь–июль т.г. во всех регионах, кроме Минска, не обеспечена полная оплата за энергию. По Брестской области уровень оплаты составил 99,6%, Витебской — 95,4%, Гомельской — 97,8%, Гродненской — 97,8%, Минской — 93%, по Могилевской области — 97%.

В январе–июле 2014 г. 80,6% граждан не превысили «льготные» объемы электропотребления, в т.ч.: 83,9% граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оборудованных электроплитами; 75,4% граждан, проживающих в домах (квартирах), не оборудованных электроплитами; 95,1% граждан, проживающих в домах (квартирах) без централизованного газоснабжения, горячего водоснабжения и электроплит.

По организациям коммунальной формы собственности за июль 2014 г. полная оплата за отпущенную энергию обеспечена в Брестской, Гомельской и Могилевской областях. Уровень оплаты по Витебской области составил 98%, Гродненской — 98,7%, Минской — 99,2%, по г. Минску — 99,5%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений