Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
22.10.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КУДА УВОДЯТ СТАВКИ©

Основные изменения в налоговом законодательстве на будущий год вызваны необходимостью обеспечить финансовую стабилизацию в стране и создать условия для привлечения инвестиций. Об этом заявил на круглом столе, организованном Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.Кунявского, начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий КИЙКО.

 

Основные изменения в налоговом законодательстве на будущий год вызваны необходимостью обеспечить финансовую стабилизацию в стране и создать условия для привлечения инвестиций. Об этом заявил на круглом столе, организованном Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.Кунявского, начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий КИЙКО.

В текущем году ситуация для бюджета и экономики оказалась неблагоприятной: темпы роста ВВП и сложные условия на внешних рынках негативно повлияли на доходную часть казны. Особенно сократились поступления по налогу на прибыль. Проблемы с ним начались еще в 2012 г., а нынешний год, по словам Д.Кийко, и вовсе «провальный» по прибыли, что негативно повлияет и на бюджет 2014 г. Выход Минфин видит в повышении ставки НДС до 22% с одновременным понижением ставки налога на прибыль до 15%, чтобы оптимизировать доходную часть бюджета. Таким образом, государство нашло надежный источник пополнения казны в увеличении НДС, тогда как снижения налога на прибыль многие субъекты не оценят: он у них и так резко упал, а у убыточных и вовсе отсутствует. Пока же государство решило поддержать поступления этого налога, за счет некоторых нюансов его исчисления, в частности, Указом от 27.09.2013 № 445 «О некоторых вопросах налогообложения» запрещено менять метод определения текущих платежей. Метод с фактической ориентацией на прибыль прошлого года, судя по всему, государство сейчас не устраивает.

Традиционно чиновники уверяют, что повышение ставки НДС не ухудшит конкурентоспособность отечественного экспорта, зато позволит несколько «надавить» на импорт. Д.Кийко пообещал, что эта мера не затронет социально значимые товары и услуги, поскольку льготы и пониженные ставки по ним сохранятся. Негативные последствия повышения ставки НДС ощутит население, поскольку цены при этом вырастут. Однако Минэкономики надеется, что «налоговый» вклад в инфляцию не превысит 1%, что на общем фоне не столь уж много. Зато в результате появится еще один инструмент для связывания денег населения, которых у него сегодня слишком много. В какой момент бескомпромиссная борьба за увеличение доходов граждан превратилась в проблему избытка денежной массы, обусловленную неконтролируемым превышением темпов роста зарплат над темпами роста производительности труда, — сегодня никто не берется уточнить. Остается героически преодолевать очередное рукотворное затруднение с помощью фискальных мер.

Хотя зачетный метод исчисления НДС предполагает отсутствие «каскадного эффекта», возможности под благовидным предлогом поднять цены на 2% (а то и более) многие не упустят. По расчетам Минэкономики, мультипликативный эффект от повышения ставки НДС может привести к замедлению темпов роста ВВП на 0,2–0,3%. На первый взгляд, тоже немного, но если присмотреться повнимательнее, это 20–25% нынешних темпов роста отечественной экономики, а такой долей сегодня уже разбрасываться не приходится. Правда, можно сослаться на опыт Евросоюза и Японии, где в условиях кризиса власти вынуждены были пойти на существенное увеличение налогов, в т.ч. косвенных, а кое-где даже ввели новые налоги, например, на финансовые операции и на предметы роскоши. Впрочем, Франция и Япония далеко, они не входят в Таможенный союз, и тамошним производителям не надо страховаться, повышая, пусть и временно, цену на экспортируемую продукцию на сумму НДС, опасаясь, что партнер его не уплатит у себя на родине.

Надежды властей на то, что малый бизнес благодаря расширению сферы применения упрощенной системы налогообложения принесет в бюджет больше поступлений, не оправдались. Д.Кийко признал, что доля налога при УСН как была примерно 2%, так и осталась. Между тем предпринимательские союзы, добиваясь увеличения критериев применения УСН и снижения ставок, аргументировали свои предложения тем, что это приведет к росту налогооблагаемой базы «упрощенцев» и, следовательно, самого налога. Эти прогнозы не сбылись. Впрочем, последствия изменений налогового законодательства могут оказаться весьма неожиданными для государства и бизнеса в различных сферах. Например, в текущем году выручка для целей налогообложения определяется единственным методом — по отгрузке. Мотивировалось это самыми благими целями — сближением бухгалтерского и налогового учетов и упрощением работы бухгалтеров, что позволит сократить время на исчисление налогов и, следовательно, поднимет нас в очередном рейтинге Doing Business. Действительно, в бухучете признание доходов и расходов осуществляется исходя из метода начисления. Правда, законодатели не обратили внимания, что применение метода начисления в отечественных инструкциях по бухучету, как и в МСФО, обусловлено рядом условий, которых нет в Налоговом кодексе. В результате в 2013 г. предприятия-производители столкнулись с серьезной проблемой: признавать выручку и, следовательно, платить НДС и акцизы приходится по факту отгрузки, не взирая на то, что оплата за продукцию может не поступать по несколько месяцев.

Это весьма негативно сказалось на обеспеченности предприятий оборотными средствами, тем более что стоимость кредитования нынче весьма высока. С увеличением ставки НДС на 2 п.п. ситуация еще больше обострится. Разумеется, можно посоветовать производителям работать по предоплате или хотя бы сократить период предоставления отсрочки платежей. Но с этим никогда не согласится торговля, где с «обороткой» тоже негусто, зато есть альтернатива: импорт — благо, зарубежные компании за торговым кредитом не постоят и готовы давать отсрочки и скидки на куда более выгодных условиях, чем наша промышленность. В придачу «выбить» долги, как бы грамотно ни были составлены договоры, не так-то просто: на судебные издержки тоже надо найти деньги. Да и выигрыш дела не гарантирует исполнения решения суда и получения присужденных пеней и штрафов (с которых тоже придется уплатить налоги). Между тем в 2014–2015 гг., согласно плану совместных действий Совмина и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, бизнес ждут и другие усовершенствования взимания НДС: от снятия ограничений по налоговым вычетам при его исчислении до введения механизма функционирования налоговых счетов-фактур по НДС и внедрения автоматизированной информационной системы «Учет счетов-фактур по НДС» на портале МНС.

По мнению Д.Кийко, предлагаемые на 2014 год изменения законодательства не увеличат налоговую нагрузку, которая в 2012 г. составляла 26,2% к ВВП (без учета отчислений в Фонд соцзащиты), в 2013 г. ожидается на уровне 26,7%, а на будущий год — 26,1%. Таким образом, по оценке Минфина, налоговая нагрузка вышла на уровень, запланированный в 2015 г. Поэтому увеличение ставки НДС, уверен Д.Кийко, не приведет к внезапному усилению налогового давления, а лишь обеспечит оптимизацию доходов бюджета. Это очень обнадеживает бизнесменов, но их почему-то больше беспокоит оптимизация собственных финансовых результатов. Как в действительности скажется изменение налоговой формулы на уровне предприятий?

Ответ на этот вопрос могут дать только расчеты, хотя бы на условных примерах. Скажем, если рассмотреть некоторые варианты ведения бизнеса, можно получить следующие финансовые результаты (см. таблицу в печатной версии "ЭГ").

Как видим, если цены и затраты не будут расти слишком быстро, снижение ставки налога на прибыль при одновременном увеличении ставки НДС дает весьма скромный прирост чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, хотя и обеспечит некоторое снижение налоговой нагрузки. Однако если затраты существенно вырастут (в варианте 3 имеется в виду только рост затрат на товары, материалы, работы и услуги, облагаемые НДС), то у предприятия резко падает как объем начисленных налогов, так и прибыль. Тогда его налоговая нагрузка снижается и вся тяжесть фискального бремени перекладывается на более эффективные компании.

Разумеется, можно предложить множество других сценариев — например, синхронное увеличение выручки и затрат. Но здесь появляется ограничение, обусловленное эластичностью рынка: на определенном уровне повышения цен снижается спрос, что влечет снижение выручки и, возможно, рост убытков. Таким образом, в каждом конкретном случае эффект изменения налоговых ставок приводит к различным результатам. И даже бюджет не всегда выигрывает.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by