Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
10.02.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто возместит убытки при перевозке скоропортящегося груза

По договору перевозки, заключенному между белорусскими предприятиями, перевозчику надлежало выполнить перевозку скоропортящегося груза (виноград) из Турции в Беларусь на склад грузополучателя.

После помещения груза под процедуру выпуска для внутреннего потребления при приемке получатель обнаружил порчу 70% груза. Об этом была сделана отметка в CMR-накладной и составлен акт о несохранности груза. Перевозчик признал факт своей вины, поскольку им не были соблюдены температурные условия при перевозке груза.

Грузоотправителем была выставлена претензия перевозчику с предложением возместить стоимость испорченного груза и затраты, связанные с уплатой таможенных платежей, произведенные грузополучателем.

Однако перевозчик отказался возмещать затраты, связанные с уплатой таможенной пошлины и налогов. Правомерны ли его действия?

В данном случае перевозчик должен возместить грузополучателю не только стоимость груза, но и произведенные затраты, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов.

Поскольку перевозчик является резидентом РБ, он несет ответственность перед грузополучателем за причиненные убытки в соответствии с национальным законодательством.

Согласно ст. 371 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970) автомобильный перевозчик возмещает заказчику автомобильной перевозки в случае предъявления им претензий стоимость испорченных или поврежденных грузов на основании счета заказчика, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, – на основании документа, заменяющего счет.

В правоотношениях сторон, связанных с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, действует общее правило определения убытков, установленное ст. 14 и п. 1 ст. 364 ГК. Следовательно, кредитор, право которого должник нарушил неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, вправе требовать полного возмещения причиненных убытков, если законодательство или соответствующий законодательству договор не закрепляют иного.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Объем убытков подлежит возмещению в полном размере (п. 1 ст. 14 ГК). Реальный ущерб не ограничивается каким-либо верхним либо нижним пределом, причем сторона вправе взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

В связи с отказом перевозчика возместить понесенные грузополучателем убытки в полном объеме имеются все законные основания для производства их взыскания в судебном порядке. Срок исковой давности, вытекающий из договора перевозки, – один год с даты получения ответа на выставленную претензию. Иск может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить предъявленную ему претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в течение 30 дней с даты ее получения (ст. 116 Правил № 970).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений