Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Итоги
15.09.2020 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №69 (2368) от 15.09.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто спасет доходы бюджета – крупные предприятия или малый бизнес?

Фото: freepik

Министерство по налогам и сборам представило статистику по размеру перечислений в бюджет, полученных от субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам первой половины 2020 г. (см. таблицу). И эти данные удивляют. Несмотря на непростой период, в котором оказалась белорусская экономика в 2020 году, платежи в бюджет со стороны малого бизнеса выросли, чего не скажешь о среднем бизнесе, который стал чувствовать себя хуже.

 

Малый бизнес – стойкий оловянный солдатик белорусской экономики

Следует заметить, что представленная статистика включает не только налоги, непосредственно уплачиваемые предприятиями и ИП по итогам хозяйственной деятельности, но и другие платежи, поступление которых контролирует МНС, например, перечисление подоходного налога, удерживаемого из зарплат работников.

Несмотря на то что численность плательщиков, которые классифицируются как субъекты малого предпринимательства (количество работников – до 100 человек), за последние 12 месяцев уменьшилась на 1280 единиц, размер перечислений в бюджет в расчете на одного плательщика вырос – в среднем, на 15% (с 28,35 до 32,8 тыс. руб.). Особенно заметно выросли средние платежи от плательщиков Брестской (+10,8%), Гродненской (+23,3%), Минской (+64,7%) и Могилевской (+104,8%) областей.

Такой эффект, в первую очередь, можно объяснить оздоровлением сегмента, связанным с ликвидацией убыточных предприятий. По крайней мере, статистика показывает, что большинство сокращений общего числа плательщиков пришлось как раз на указанные выше регионы. Однако нельзя исключать и другого аспекта: малый бизнес мог оказаться гораздо более устойчивым к последствиям кризиса, в первую очередь, из-за низкой налоговой нагрузки, небольшого штата и невысоких затрат.

Эти выводы подтверждают и данные по платежам индивидуальных предпринимателей. По сравнению с прошлым годом, данная категория плательщиков стала больше 14 тыс. человек, или 5,6%, увеличившись с 250 до 264 тыс. Средний размер перечислений в бюджет составил 1,5 тыс. руб., что на 1,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост, конечно, небольшой, однако с учетом сложной ситуации в экономике и такой результат может считаться довольно неплохим.

Однако распределение среднего размера платежей по областям показывает, что не везде поступления от индивидуальных предпринимателей выросли. Так, например, в Витебской области средний размер платежа от данной категории плательщиков уменьшился на 6,2%, Могилевской – 6,3%.

 

Средний бизнес сжимается, сокращая поступления в бюджет

Перечисления в бюджет средних предприятий (численность работников – от 101 до 250 человек) оказались более подвержены влиянию последствий кризиса. Если за первые 6 месяцев 2019 г. плательщики данной категории перечислили в бюджет в среднем 466,6 тыс. руб., то за такой же период 2020 года – только 418 тыс., т.е. на 10,4% меньше. Особенно серьезно кризис повлиял на предприятия Минской области, налоговые платежи которых в среднем сократились на 34%.

Лучше себя чувствуют предприятия Брестской (+6,4%), Гомельской (+4,8%) областей, а лидером по росту средних поступлений в бюджет в этом сегменте является Витебская область, плательщики которой перечислили в 2020 году на 34% больше, чем в прошлом, хотя в абсолютном выражении это по-прежнему самое низкое значение в Беларуси – 193,7 тыс. руб. на одного плательщика при среднем значении 418 тыс.

Снижение поступ­лений в бюджет со стороны предприятий среднего бизнеса может объясняться сокращением выручки и, как следствие, уменьшением поступлений налогов с оборота, таких как НДС. Сокращение штата и сохранение прежнего уровня оплаты труда могли привести к сокращению перечислений подоходного налога. Из-за этих факторов налоговые поступления среднего бизнеса оказались под большим давлением по сравнению с платежами малого бизнеса, который демонстрирует рост поступлений в бюджет.

 

Пора признать очевидное: роль малого бизнеса в период кризиса растет

Информация по удельному весу платежей от различных плательщиков в общем объеме поступлений также показывает, что роль малого бизнеса в формировании налоговых доходов бюджета существенно выросла. Если в первом полугодии предприятия с численностью работников до 100 человек и индивидуальные предприниматели обеспечивали 25% всех поступлений в бюджет, то в 2020 году эта доля выросла, как минимум, на 4%, а по некоторым областям (в частности, Минской) приблизилась к отметке в 40%.

Эти данные красноречиво демонстрируют, что в условиях кризиса именно малый бизнес является тем структурным элементом национальной экономики, который подставляет плечо бюджету в условиях сокращения других источников дохода бюджета, которые раньше казались определяющими.

И это не единственная причина, почему именно малый бизнес является тем сегментом, на который правительству следовало бы направить усилия и поддержку.

Статистика говорит о том, что именно малый бизнес абсорбирует избыточное предложение на рынке труда, которое формируют средние и крупные предприятия.

Дмитрий Иванович, специалист по анализу данных и автор телеграм-канала «Кладовая статистики» обработал данные Белстата за два последних года по приему и увольнению работников на предприятиях в зависимости от их размера. Полученные данные свидетельствуют, что за 2018 год крупные и средние предприятия потеряли 41 тыс. работников, а за 2019 год – еще 46,3 тыс. За тот же период малые и микропредприятия приняли на работу на чистой основе 32,6 и 35,8 тыс. человек соответственно.

Представленные данные говорят о том, что именно малый бизнес способен стать опорой государства в преодолении внешних шоков, снижении доходов бюджета, сокращении занятости в стране. 

Налоговые поступления малого и среднего бизнеса

 

Количество плательщиков

Поступление платежей в бюджет, млн руб.

Удельный вес в поступлениях района, %

Средний размер поступлений на 1 плательщика, тыс. руб.

 

1 июня 2019 г.

1 июня 2020 г.

1 полугодие 2019 г.

1 полугодие 2020 г.

1 полугодие 2019 г.

1 полугодие 2020 г.

1 полугодие 2019 г.

1 полугодие 2020 г.

Организации-субъекты малого предпринимательства (предприятия с численностью
до 100 чел.)

103 660

102 380

2938,60

3359,20

22,60%

26,50%

28,35

32,81

Минск

40 837

41 143

1928,00

1959,40

29,90%

30,90%

47,21

47,62

Брестская область

9859

9385

135,60

143,10

17,40%

20,10%

13,75

15,25

Витебская область

8385

8257

135,70

135,80

17,40%

15,30%

16,18

16,45

Гомельская область

9588

9609

139,50

145,70

10,90%

13,60%

14,55

15,16

Гродненская область

7741

7691

77,00

94,30

6,00%

7,30%

9,95

12,26

Минская область

19 090

18 803

397,40

644,80

21,60%

39,60%

20,82

34,29

Могилевская область

8160

7492

125,60

236,20

20,80%

33,40%

15,39

31,53

Индивидуальные предприниматели

250 088

264 109

282,5

303,9

2,20%

2,40%

1,13

1,15

Минск

76 267

80 515

111

121,3

1,70%

1,90%

1,46

1,51

Брестская область

33 764

35 159

32,8

35,4

4,20%

5,00%

0,97

1,01

Витебская область

22 198

23 229

21,2

20,8

2,70%

2,30%

0,96

0,90

Гомельская область

27 985

29 579

28

30,4

2,20%

2,80%

1,00

1,03

Гродненская область

25 449

26 998

23,1

24,3

1,80%

1,90%

0,91

0,90

Минская область

40 296

43 281

40,6

46,4

2,20%

2,80%

1,01

1,07

Могилевская область

24 129

25 348

25,8

25,4

4,30%

3,60%

1,07

1,00

Средние предприятия
(с численностью
от 101 до 250 чел.)

2199

2143

1026,1

895,8

7,90%

7,10%

466,62

418,01

Минск

517

526

507,8

458,5

7,90%

7,20%

982,21

871,67

Брестская область

318

321

80,9

86,9

10,40%

12,20%

254,40

270,72

Витебская область

240

222

34,7

43

4,50%

4,80%

144,58

193,69

Гомельская область

288

263

89,4

85,6

7,00%

8,00%

310,42

325,48

Гродненская область

197

185

61,3

51,8

4,80%

4,00%

311,17

280,00

Минская область

447

443

186,3

121,7

10,10%

7,50%

416,78

274,72

Могилевская область

192

183

65,6

48,2

10,90%

6,80%

341,67

263,39

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений