Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
03.09.2013 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто и почему дружит с бизнес-союзами?

В 2013 г. количество членов предпринимательских союзов увеличилось, хотя по-прежнему значительная часть белорусского бизнеса либо не осведомлена об их деятельности, либо не считает полезным для себя членство в этих структурах. В то же время отсутстви...

В 2013 г. количество членов предпринимательских союзов увеличилось, хотя по-прежнему значительная часть белорусского бизнеса либо не осведомлена об их деятельности, либо не считает полезным для себя членство в этих структурах. В то же время отсутствие заметного прогресса в улучшении деловой среды, а также новые макроэкономические вызовы повышают потенциал бизнес-союзов как площадок для налаживания диалога между деловым сообществом и властью. Такие общие выводы можно сделать по результатам очередного опроса Исследовательского центра ИПМ.
На этот раз в исследовании приняли участие 409 малых и средних предприятий Беларуси. Из них о членстве в бизнес-союзах сообщила 41 компания, или 10% от общего числа респондентов. По сравнению с 2012 г. доля таких ответов увеличилась на 2,2 процентных пункта (п.п.), однако осталась заметно меньше показателя 2011 г. (15,5%). Всплеск интереса к деловым объединениям двухлетней давности в Исследовательском центре ИПМ склонны объяснять разработкой Директивы № 4, потерю части членской базы бизнес-союзов в прошлом году — последствиями валютного кризиса, а ее восстановление в этом — некоторой стабилизацией макроэкономической ситуации.
По сравнению с прошлогодним исследованием доля участников предпринимательских объединений возросла в торговле (до 9,8%), производстве (15,5%) и строительстве (18,6%), тогда как в сфере транспорта и связи — сократилась до 5,7%, а среди опрошенных фирм общепита членов бизнес-союзов и вовсе не нашлось.
По-прежнему костяк членской базы составляют «бывалые» — фирмы, основанные до 1996 г. (12,9 %) и в период 1997–2005 гг. (16,2%). Впрочем, на 4 п.п., до 11,1% возросла доля «молодых» предприятий, учрежденных в последние два года. Почти наполовину предпринимательские союзы «укомплектованы» относительно крупными предприятиями с численностью персонала от 51 до 200 человек. По гендерному делению — наибольшую активность проявляют директора-мужчины.
Любопытно, что чаще всего целью участия в бизнес-союзах становится получение юридической помощи (43,9%), общей помощи по вопросам хоздеятельности (41,5%), а также повышение квалификации персонала (31,7%). Таким образом, деловое сообщество рассматривает предпринимательские объединения преимущественно как некие консалтинговые структуры, тогда как лишь 22% опрошенных видят в них инструмент по улучшению бизнес-климата в стране (см. таблицу 1 в печатной версии "ЭГ").
Основной причиной, почему предприниматели не вступают в объединения, является мнение о беспомощности бизнес-союзов в решении насущных проблем субъектов хозяйствования (так считают 35,9% опрошенных). Мало информированы о работе союзов 29,4% предприятий, рассчитывают на самостоятельное решение проблем — 29,3%. А вот величиной членских взносов обеспокоено лишь 2,5% компаний.
Тем временем число проблем у белорусского бизнеса не уменьшается, а скорее увеличивается. Предприниматели по-прежнему обеспокоены неравными условиями хозяйствования по сравнению с госпредприятиями. Особенно это проявляется в отношении контролирующих органов (на что обратили внимание 44% опрошенных) и в уровне арендных ставок (41,8%).
По 12 из 14 основных составляющих бизнес-климата оценки респондентов ухудшились. Наиболее заметно выросло недовольство предпринимателей в части арендной платы, размеров штрафов, налоговой нагрузки и ценообразования. Неудивительно, что все меньше бизнесменов верят в дальнейший рост страны в рейтингах деловой среды (см. таблицу 2 на с. 3 в печатной версии "ЭГ").

Опрос также зафиксировал значительную неуверенность белорусского бизнеса относительно работы в ЕЭП и перспектив создания Евразийского экономического союза. С одной стороны, положительно оценивают участие Беларуси в ЕЭП 50,6% предприятий МСП, тогда как отрицательно — 18,7%, никак не оценивают — 11,1%, затруднились ответить — 19,7% опрошенных. С другой, будущее оценивается пессимистично: на улучшение рассчитывают 44,3% респондентов, готовятся к ухудшению — 23,5%, не ждут перемен — 9,8%, затруднились ответить 22,5%.
Авторы исследования делают вывод, что в сложившихся условиях бизнес-союзы страны пока еще не превратились в политическую силу, представляющую большинство белорусских предпринимателей и способную эффективно и оперативно отстаивать их интересы на различных административных уровнях. На фоне оказания бизнесу «классического» набора услуг членская база союзов достигла определенного насыщения и возможность дальнейшего ее роста ограничена. Чтобы повысить интерес делового сообщества, предпринимательским объединениям следует углубить работу по защите интересов бизнеса в ЕЭП, активизировать диалог с властью и усилить информационную работу с потенциальными членами.
Алесь ПОЛЕССКИЙ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений