Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.03.2011 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ- НАЙДЕТЕ ПРИБЫЛЬ

Ряд проектов по освоению белорусских недр, предложенных инвесторам, в настоящий момент экономически невыгодны, признали представители Минприроды в ходе пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе. Тем не менее в министерстве рассчитывают найти желающих их осваивать, привлекая аргументом, что мировые цены на сырье растут и через какое-то время на освоении месторождений можно будет заработать.

Ряд проектов по освоению белорусских недр, предложенных инвесторам, в настоящий момент экономически невыгодны, признали представители Минприроды в ходе пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе. Тем не менее в министерстве рассчитывают найти желающих их осваивать, привлекая аргументом, что мировые цены на сырье растут и через какое-то время на освоении месторождений можно будет заработать.

«Инвестору проще работать в других странах, где эти ископаемые лежат наверху», — посетовал замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис. К примеру, породы гипса в РФ и Украине выходят на поверхность, а у нас залегают на глубине 40 м. Глубоко расположены и железные руды. А на Полесье добыча горючих сланцев и бурых углей осложнена еще и непростыми гидрологическими условиями.

Вот и получается, что закупать за рубежом металлические окатыши для нужд БМЗ дешевле, чем производить их у себя на базе Околовского месторождения. Сложно сказать, во сколько обойдется киловатт электроэнергии, произведенный из бурого угля Лельчицкого месторождения, или тонна жидких углеводородов, полученная из горючих сланцев Туровщины. Повышенная затратность проектов пугает иностранный капитал.

Из пяти недавно выставленных на всеобщее изучение инвестпроектов по добыче полезных ископаемых наиболее позитивные перспективы у полесских залежей строительного камня. Опыт работы РУПП «Гранит» доказал экономическую состоятельность использования данного природного ресурса. К тому же действующие мощности под Микашевичами не покрывают потребностей страны в строительном камне примерно на четверть. Необеспеченный спрос есть и в странах–соседях. По словам А.Лиса, интерес к освоению Ситницкого месторождения гранита выразила одна из немецких компаний — уже подписан соответствующий протокол о намерениях.

Несмотря на провал попытки осенью 2009 г. найти концессионеров для 4 месторождений, а также отказ люксембургской Polar Stars group S.A. выполнять взятые на себя обязательства по освоению бурых углей и горючих сланцев, представители Минприроды не теряют надежду найти инвесторов для месторождений, выставленных «по второму кругу». Шансы возрастают, потому что на этот раз к составлению инвестпредложений подошли более серьезно, в частности, задействовали экспертов международного уровня, заверяют чиновники. Информацию о проектах начали распространять через ведущие мировые информагентства. Интересным для потенциальных инвесторов должно быть и то, что за последние два года в результате доразведки месторождений увеличились доказанные запасы бурых углей, железа и строительного камня. А в примыкающих территориях железнорудных пластов даже обнаружены благородные металлы, сообщил директор Департамента по геологии Минприроды Владимир Карпук.

Кроме того, инвесторов попытаются привлечь выгодными налоговыми и иными льготами, прописав их как индивидуально в рамках инвестдоговоров, так и в целом — в готовящейся новой редакции Кодекса о недрах.

Что касается высокой затратной части некоторых проектов и сомнений относительно экономической целесообразности их разработки — тут инвесторам предлагают ориентироваться на постоянный рост мировых цен. «Еще пять лет назад никто не мог сказать, что нефть будет стоить более 100 USD за баррель, а унция золота возрастет в 6–7 раз. Мы предлагаем считать экономику исходя из того, что цены будут расти», — рассуждает А.Лис. Правда, стоит отметить, что в таком случае конкурирующие месторождения других стран также повысят свою инвестиционную привлекательность. Там прибыльность добычи ресурсов с учетом их большей доступности все равно останется выше, а значит, для инвесторов они будут интереснее.

Пока из белорусских минерально-сырьевых ресурсов наибольший интерес иностранных инвесторов вызывают залежи калийных солей. По их запасам маленькая Беларусь занимает третье место в мире после Канады и России. Поэтому Минприроды уже неоднократно получало деловые предложения от ведущих мировых игроков этого рынка. Однако руководство республики не спешит с ответом — появление нового калийного комбината параллельно с действующим Белкалием создаст последнему прямую конкуренцию, что может повлиять на мировые цены на удобрения не в нашу пользу. В то же время, по словам представителей Минприроды, Белкалий вполне в состоянии сам расширять добычу, что и делает в последние годы.

Как было отмечено в ходе пресс-конференции, в настоящий момент завершается согласование проекта госпрограммы комплексного освоения белорусских недр на ближайшую пятилетку. Документ предполагает, что к 2015 г. добычу минеральносырьевых ресурсов удастся увеличить на 30–35%. Правда, с учетом складывающейся ситуации высока вероятность, что к обозначенному рубежу стране придется стремиться, опираясь в основном на собственные силы. К примеру, после прежней неудавшейся попытки найти инвесторов для месторождения бурых углей и сланцев в белорусском правительстве заговорили об освоении недр силами предприятий Белнефтехима. Впрочем, если учесть, что на разработку понадобится несколько миллиардов USD и этими средствами (если их удастся найти), скорее всего, будут дорогие иностранные кредиты, то добыча отдельных видов полезных ископаемых может оказаться просто бесполезной для национальной экономики.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений