Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
18.09.2009 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Контроль ждет указа

А предприниматели — проверок

В правительстве завершается работа над проектом указа о совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в республике. Планируется, что с его принятием вся система организации проверок будет в корне изменена. Сплошной контроль заменят на выборочный, будет определен исчерпывающий перечень проверяющих структур, а по отношению к вновь созданным субъектам хозяйствования станет действовать 2-летний мораторий на проверки.

Детали предстоящей реформы в минувший вторник были обсуждены на совместном заседании президиума Совета Министров и коллегий Администрации Президента и Комитета государственного контроля. По результатам столь представительного мероприятия решено до конца сентября завершить работу над проектом и представить его на подпись главе государства.

Как отметил в своем выступлении вице-премьер Андрей Кобяков, документ является одним из наиболее важных и ожидаемых в экономической политике государства. Действующая система контрольной деятельности создавалась почти 10 лет назад в условиях, когда необходимо было навести элементарный порядок. Теперь, по оценке А.Кобякова, белорусский бизнес научился работать с чувством социальной ответственности, и следовательно, пришло время создать такую систему контроля, которая позволяла бы проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях.

Так, в соответствии с проектом указа все субъекты хозяйствования будут разделены на 3 группы риска. Плановые проверки тех, кто отнесен к высокой степени риска совершения правонарушений, будут проводиться не чаще одного раза в год, к средней — не чаще одного раза в 3 года, низкой — раз в 5 лет. При этом плановая проверка плательщика, отнесенного к средней группе риска, может не проводиться, а отнесенного к низкой — вообще не проводиться при наличии безусловно положительного аудиторского заключения и предоставления информации по контрольному списку вопросов — чек-листу.

По мнению А.Кобякова, с внедрением такой системы планирование проверок перестанет быть сугубо внутренней конфиденциальной процедурой надзорных органов, а станет открытым для субъектов хозяйствования. Это будет стимулировать бизнес к улучшению финансово-хозяйственной деятельности, с тем чтобы перейти в группу с более низкой степенью риска. Одновременно будет создан режим наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов хозяйствования. Все это поспособствует сокращению теневого сектора экономики.

Проверяться будет не более чем 3-летний период деятельности субъекта хозяйствования, хотя и здесь намечены некоторые исключения.

Предусматривается введение 2-летнего моратория на проведение любых проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования, как это делается сегодня во многих странах. Правда, пока полностью доверять бизнесу государство не готово. В проекте указа содержится перечень оснований, по которым контролеры все-таки смогут прийти с внеплановой проверкой.

Предполагается пересмотреть принципы проведения рейдовых проверок, заменив их на внеплановые тематические, которые могут быть назначены лишь некоторыми органами (КГК, Нацбанком, МНС, Минприроды, Госстандартом, ГАИ). Такие проверки будут проводиться на автомобильных трассах, торговых местах и палатках рынков, а также на объектах строительства, причем на одной и той же территории — не чаще одного раза в месяц.

В проекте указа содержатся изменения относительно ведомственного контроля. Его проверки также будут проводиться не чаще одного раза в два года независимо от того, к какой группе риска отнесен проверяемый субъект.

Может быть введена норма, освобождающая субъект хозяйствования от ответственности в случае, если допущенное им нарушение незначительно, например, при неуплате не более 1% налогов, а также если субъект принял меры по устранению нарушений в течение 3 рабочих дней.

Как пообещал замминистра по налогам и сборам Василий Каменко, с принятием указа субъекты хозяйствования Беларуси будут защищены от необоснованного вмешательства в их работу контрольных органов и использования властных полномочий некоторых чиновников. Также будет решена проблема сроков проведения проверок: для ИП они не могут превышать 15 рабочих дней, для организаций — 30.

Кроме того, планируется ввести презумпцию невиновности проверяемых. Теперь не они будут доказывать, что не виноваты перед государством, а контролеры обязаны предоставить факты о нарушении. При этом в случае неясности или нечеткости формулировки акта законодательства решение должно приниматься в пользу проверяемого субъекта. Вот только научит ли это проверяющих не видеть в любом бизнесмене, директоре и бухгалтере потенциального преступника?

Беспокоящие «гайки»

И все-таки на фоне общей планируемой либерализации контрольной деятельности разработчики намерены поджать некоторые «гайки». В частности, будет ужесточена ответственность субъектов хозяйствования за грубые нарушения. Их деятельность может быть прекращена на основании исков регистрирующих органов по соответствующим представлениям контролирующих структур. Причем собственникам бизнеса в течение 3 лет будет запрещено регистрировать предприятие либо обращаться за лицензиями. Получается, что данная норма коснется и миноритарных собственников, с беспокойством отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. Ведь любой акционер проштрафившегося ОАО или ЗАО, даже если сам он не мог влиять на его деятельность, может быть на длительное время лишен возможности активного ведения бизнеса.

А.Калинин также обратил внимание, что в группу высокого риска попадают все субъекты хозяйствования, занимающиеся торгово-посреднической деятельностью, работающие в сфере общепита и туризма, среди которых значительную долю составляют предприятия малого и среднего бизнеса. Именно на них и сосредоточится внимание контролеров. Как подсчитали в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей (МССПиР), с принятием такой нормы не менее 70% субъектов малого и среднего бизнеса будут отнесены к высокой степени риска. В результате количество проверок не только не уменьшится, но значительно вырастет, например, за счет проведения т.н. «общественного контроля» со стороны различных профсоюзных организаций Беларуси и их организационных структур. В МССПиР предлагают по примеру РФ отнести данную категорию бизнеса к группе риска не выше среднего уровня.

Кроме того, внезапные визиты контролеров в рамках «внеплановых тематических оперативных проверок» позволят требовать немедленного предоставления накладных, сертификатов и другой документации. И если растерявшийся предприниматель не найдет все и сразу — его товар может быть конфискован.

В то же время общественный контроль за экологически безопасными производствами может оказаться недоступным, отметил председатель БСПН им. Кунявского Георгий Бадей. По его мнению, право осуществлять контроль стоит предоставить не только профсоюзам, но и экологам.

В целом же в бизнес-сообществе положительно воспринимают попытку руководства страны систематизировать и сделать более прозрачной контрольную деятельность. Если замечания учтут и исправят, то с принятием указа будет сделан значительный шаг вперед в данном вопросе.

Однако многие предприниматели мыслят иными категориями. Их больше беспокоит, что с выходом документа завершится затянувшийся сверх запланированного полугодия мораторий на проверки, введенный Указом от 19.12.2008 № 689. Правда, хоть проверок, по данным контролирующих органов, пока меньше, сумма собираемых доначислений и штрафов весьма впечатляющая. Ведь порой и одного «меткого» визита контролеров достаточно, чтобы субъект хозяйствования стал банкротом, тем более что за последние полгода некоторые успели расслабиться.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Тем временем

В результате принятия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля» в России в июне-июле было проведено в 20 раз меньше госпроверок, сообщил в ходе конференции «Развитие малого и среднего бизнеса. Директивы правительства и реальная практика» директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Андрей Шаров. По его словам, в два летних месяца обычно проводилось 100 тыс. проверок, а в этом году — всего 5 тыс.

Заметим, что закон должен был вступить в cилу лишь с 1 июля. Но российские власти сочли, что кризисные времена не терпят отлагательств, и перенесли этот срок на 1 мая.

На этом наши соседи останавливаться не собираются. Сейчас на рассмотрение в правительство РФ внесен проект поправок в КоАП, предусматривающий, что проверяющим, которые нарушат порядок проведения госконтроля, грозит дисквалификация на срок до трех лет. Помимо этого подготовлен список незначительных правонарушений, в который вошло около 30 позиций, по которым бизнесменам выносится только предупреждение и не взимается штраф.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by