Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
ИТ-технологии
07.03.2021 22 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Когда в экономике все хорошо, то и с доменами все хорошо». Глава hoster.by ответил на вопросы клиентов в прямом эфире

Фото: hoster.by

В День хостинг-провайдера, генеральный директор hoster.by Сергей ПОВАЛИШЕВ ответил на вопросы клиентов. Про провайдеров за 2 доллара, безлимитный хостинг, домены в зоне .бел, Указ № 60 и многое другое. «Экономическая газета» тоже задала свои вопросы. Приводим полную версию онлайн-интервью.

– Почему у вас самые высокие цены на хостинг в СНГ, а параметры тарифов при этом можно назвать худшими? Например, на российском хостинге за 2 USD в месяц я получаю 10 гигабайт дискового пространства, бесплатный SSL, неограниченное количество баз данных. А у вас за 7 – только 4 гигабайта и 3 базы данных. Откуда такая разбежка?

— Я бы хотел начать с описания некоторых особенностей этого бизнеса. Заодно расскажу, почему зачастую цены в Беларуси выше, чем у российских компаний. Специфика в том, что чем больше у тебя клиентов, тем ниже цену ты можешь предложить. Бизнес становится прибыльным только когда у тебя много клиентов. Когда мы говорим «много» – это десятки, сотни тысяч и миллионы клиентов.

Как эксперт с 20-летним стажем в мире хостинга и доменов я могу сказать, что круглосуточная поддержка – это просто must have для любого провайдера. Если ты круглые сутки мониторишь состояние серверов, если высококлассные специалисты ночью работают и отвечают на телефонные звонки (а это необязательно решение технических проблем, люди могут позвонить и за консультацией), то само содержание технической поддержки стоит дорого. В нашем случае необходимо порядка 20 инженеров, чтобы закрывать все вопросы клиентов в режиме 24/7, включая праздничные дни. Мелкий хостинг-провайдер, у которого несколько сотен сайтов, к сожалению (или к счастью для нас), не в состоянии содержать штат высококлассных специалистов, которые будут работать 24/7. То есть чтобы выполнять базовую вещь для провайдера, изначально надо иметь достаточно большой объем клиентов.

Далее. Не сочтите, что мы собрались «поплакаться», но мы все-таки работаем на белорусском рынке. Тем же российским компаниям повезло несколько больше просто потому, что там существенно больше рынок. Если мы сегодня являемся крупнейшим хостинг-провайдером и у нас более 100 000 клиентов, то у крупнейшего в России провайдера будет миллион. Цифры, как видите, несопоставимые.

Возвращаясь к нашим реалиям, работая в Беларуси, мы сталкиваемся с ограниченностью рынка – уже приближается к его потолку, отсутствием доступа к привлекательным кредитам. Например, в России, Европе, США можно получить намного более приятные условия под ту же покупку оборудования. Кроме этого сами поставщики оборудования (так уж сложилось в Беларуси) не предлагают низкие цены – в России они более привлекательные. Да и лизинговые программы в Европе, России и США более доступны.

Но мы продолжаем работать на белорусском рынке, и тут изначально каждый ведет свой бизнес по-разному. Кто-то создает компанию, чтобы быстро заработать деньги: сейчас мы быстренько наберем клиентскую базу и продадим ее более крупному игроку. К счастью, нас купить некому, мы сами за годы приобрели несколько десятков мелких и средних хостинг-провайдеров, которые делали упор на низкие цены.

Сложно с небольшой клиентской базой поддерживать уровень сервиса на высоком уровне. Банально потому, что необходимо инвестировать в оборудование, которое быстро устаревает. Или же, например, если у мелкого хостера все клиенты работают на единственном сервере, при выходе из строя может попросту не оказаться подстраховки. В нашем случае запасное оборудование при необходимости подключается моментально. Само обновление серверного парка – это непрерывный процесс, ведь оборудование быстро устаревает. Мы постоянно вынуждены его модернизировать, а в hoster.by уже почти тысяча серверов.

В вопросе была отсылка к техническим параметрам – базам данных, количеству сайтов. На мой взгляд, тарифные планы хостинга отличаются не только количеством баз данных, но и множеством других показателей, которые напрямую влияют на производительность хостинга. К примеру, для работы небольшого сайта хватит и одной базы. При этом на таком хостинге сайт может летать, а у провайдера с 10 базами – еле ворочаться.

Теперь конкретно про наши отличия. За все время существования компании наш хостинг никогда не был дешевым. Но мы делали и продолжаем делать все возможное, чтобы он ассоциировался с качеством и надежностью.

Например, многие провайдеры предоставляют электронную корпоративную почту. Мы используем профессиональное почтовое решения на базе CommuniGate Pro. Если брать аналоги этого ПО, они зачастую стоят больше, чем сам тариф нашего хостинга, в который она уже входит.

Мы используем только платные профессиональные решения. Например, панель управления хостингом cPanel – это одно из лучших решений для виртуального хостинга во всем мире.

В отличие от многих провайдеров в каждый из тарифных планов уже включена защита от DDoS-атак, взломов, что сегодня особенно актуально. То есть наш путь – это про качество и надежность.

Откуда берутся хостинг-провайдеры за 2 USD? Когда ты только выходишь на рынок, когда за плечами нет опыта, компетенций, нет возможностей в плане оборудования, то единственное, в чем ты можешь конкурировать, – это цена. Да, можно высокопарно заявлять, что твоя цель – доказать, что надежный хостинг может быть дешевым. Но в итоге все сводится к тому, что новый провайдер хочет быстро увеличить базу клиентов, чтобы потом поднять цены.

К слову, мы несколько недель назад расширили возможности наших тарифов: добавили дисковое пространство, базы данных, в целом увеличили ресурсы на каждом из тарифных планов. Сейчас можно с уверенностью заявить, что сайты наших клиентов стали работать еще быстрее.

 

– Тогда не кажется ли вам логичным снизить цену, чтобы клиентов стало больше?

– Стоимость хостинга не является ключевым фактором при принятии решения, создавать сайт или нет. Зато если мы снизим цены на услуги, то получим меньше возможностей для развития нашего хостинга. Мы не стоим на месте и регулярно отдаем рынку новые высококлассные продукты. Например, не так давно мы прошли аттестацию по стандарту PCI DSS. Это позволяет размещать у нас инфраструктуру проектов, которые обязаны соблюдать требования безопасности международных платежных систем, таких как Visa, MasterCard, American Express. Это наивысший стандарт безопасности, в который мы инвестировали значительную сумму.

За годы мы наработали компетенции, опыт, не раз наступали на грабли и довели уровень своего виртуального хостинга практически до идеала. Один из наших клиентов сказал, что мы – «Audi в сфере хостинга».

 

– Ваши конкуренты уже давно включили безлимитные тарифы, только hoster.by считает место на диске.

– Давайте честно: вы верите, что бывает что-то безлимитное? Хостинг – это серверы. В серверах есть жесткие диски. Они не могут быть неограниченными по объему – еще нет такой технологии. Что касается безлимита, то это просто красивое название и позиционирование. Когда человек видит «неограниченное количество баз данных или неограниченное дисковое пространство», он думает, что вот это точно подойдет и закроет все потребности. Но по факту за этими безлимитами всегда скрываются конкретно оговоренные лимиты. Они могут быть указаны в публичном договоре или в дополнительных приложениях к нему. Окей, у тебя хостинг безлимитный, только ты не можешь хранить на нем видео, музыку, большие файлы. Многие на это клюют.

Могу привести в пример реальную оферту одного из белорусских провайдеров, но на самом деле и российские тоже этим грешат: «Безлимитное пространство не может использоваться для хранения, раздачи (будь то медиа, электронная почта, архивы ПО, многочисленные инструкции/описания в отдельных файлах или другие аналогичные данные), в т.ч. в качестве внешнего хранилища электронных файлов, электронной почты или FTP-хостов. Исполнитель оставляет за собой право проверять Заказчика на предмет использования процессора, дискового пространства и других ресурсов, которые могут быть вызваны нарушением настоящего Договора. Аналогичное негативное влияние на производительность оказывает большое количество баз (более 5000) общим размером более 10 Гб либо одна база более 5 Гб. Исполнитель вправе потребовать сократить параметр, который нарушается. Исполнитель может по своему усмотрению прекратить доступ к Услугам, установить дополнительные платежи или удалить информацию Заказчика, нарушающую условия настоящего Договора».

Вот тебе безлимитный хостинг, только мы удалим файлы, если ты что-то не то начнешь выкладывать. На мой взгляд, это подмена понятий. Мы пошли совершенно другим путем. Возможно, это не так красиво смотрится, когда сравниваешь тарифы: у одного провайдера безлимит, у нас 20–50 гигабайт пространства. Мы понимаем, что выглядим не очень выгодно, но честность – ключевой принцип нашей компании. Мы честны по отношению к клиентам, мы честны по отношению к сотрудникам. Мы предоставляем ограниченное место на диске, но гарантируем, что туда не лезем, гарантируем сохранность и ежедневные бекапы.

 

– Вы постоянно говорите о том, что падают регистрации доменов, при этом домены у вас самые дорогие.

– Домены отражают реальную ситуацию в экономике. Какую бы рекламную кампанию ты ни проводил, какие бы цены на домены ни устанавливал, все равно все упирается в потребности рынка. Когда открывается новая компания или направление бизнеса, разумеется, под это нужен сайт. Если экономика стагнирует, предприятия закрываются, банкротятся, а народ уезжает из страны, домены новые не приобретаются.

Что касается цены, то за все то время, что мы являемся техническим администратором доменной зоны, не было такого, чтобы домен .by стоил реально дорого. Всегда стоимость соизмерима со стоимостью у стран-соседей. Кроме того, низкая стоимость национального домена может спровоцировать волну фейковых регистраций: для рассылки спама, вирусов или других противоправных действий. Поэтому каждый реестр национальной доменной зоны не занижает цену, чтобы не генерировать шквал фейковых регистраций.

Что касается доменов .by, мы проводили исследование: есть прямая связь между количеством регистраций и открываемых компаний в Беларуси и, соответственно, между числом удаленных доменов и ликвидируемого бизнеса. То есть когда в экономике все хорошо, то и с доменами все хорошо.

Если говорить про международные домены (.com, .net, .org, .biz), мы являемся единственным в стране аккредитованным ICANN регистратором таких доменов. Международная корпорация ICANN производит аккредитацию и устанавливает правила доменной индустрии во всем мире. Быть единственным аккредитованным регистратором – значит, иметь возможность напрямую работать с реестрами. Плюс это не только громкий статус, но и соответствие требованиям, в т.ч. в плане информационной безопасности.

 

– Каким образом hoster.by мог конкурировать с иностранными хостинг-провайдерами, если бы в Беларуси был отменен Указ № 60, который обязывает белорусский бизнес использовать только белорусский хостинг?

– Компании, которые ведут деятельность на территории Беларуси, должны размещать свои сайты на серверах, физически находящихся на территории нашей страны. Когда этот указ появился – а это был 2010 год, мы громче всех кричали о том, что «государство нас зажимает». Мы возглавляли кампанию по противодействию, собирали различные семинары, круглые столы – все для того, чтобы эта норма была изменена. На тот момент у нас самих оборудование находилось за пределами страны. По нам это сильно ударило.

Нам потребовалось приобретать новое оборудование и устанавливать его на территории Беларуси, хотя могли бы продолжать его арендовать в той же России, Голландии или даже США. Тем не менее, даже если Указ № 60 перестанет действовать, мы не чувствуем угрозы, что наши клиенты перейдут к иностранным хостинг-провайдерам.

Все-таки за годы работы мы доказали свою надежность. Многие клиенты ценят взаимоотношения с нами. Опять же, можно отменить Указ № 60, но тяжело отменить, например, акты выполненных работ. Все же хотят после оплаты получить реальные бумажные документы. Безусловно, проще работать с белорусской компанией, потому что на просьбу об акте в США покрутят у виска, скажут: «О чем вы вообще, товарищ?»

Еще один аргумент. Раньше все хотели перейти на хостинг от GoDaddy. Это своеобразный Илон Маск в сфере хостинга, они просто недосягаемые. Я тоже на них где-то равняюсь. Если 10 лет назад цены у них действительно были низкие, то сейчас открываешь тарифные планы GoDaddy, сравниваешь с нашими – плюс-минус одно и то же. Изначально они также наращивали клиентскую базу, но сейчас это крупнейший игрок в мире хостинга. Не знаю, какая рыночная стоимость данной компании, но, возможно, даже миллиардами исчисляется.

Есть и мелкие провайдеры, которые наращивают клиентскую базу и потом продадутся тому же GoDaddy. Здесь тогда понятна логика. Ты работаешь не в ноль, а даже, скорее, в минус, наращиваешь базу и в какой-то момент выгодно ее продаешь.

Кстати, физические лица не обязаны покупать белорусский хостинг и на них действие Указа № 60 не распространяется. Но они все равно пользуются нашими услугами. Я очень надеюсь, что за годы работы мы все-таки заслужили доверие наших клиентов, они понимают, что hoster.by – это надежно.

 

– Зачем мне создавать свой сайт на полноценном хостинге, если можно использовать такие площадки, как deal.by или onliner?

– Мое видение такое: если есть возможность, надо использовать абсолютно все возможности и источники получения клиентов. Я сторонник того, чтобы сайт обязательно был. На сегодняшний день отсутствие сайта говорит о незрелости компании. Помимо сайта у каждого предпринимателя и компании должна быть электронная почта, причем не где-нибудь на Яндекс или Gmail, а в своем собственном домене. И если рассматривать дополнительные каналы продаж, то можно еще держать магазин и на Онлайнере, и на deal.by, и на каких-то других площадках, потому что это разная аудитория.

 

– Можно ли сказать, что из-за соцсетей последние 3–5 лет количество сайтов уменьшилось? Как вы собираетесь конкурировать с соцсетями?

– За мою недолгую бизнес-жизнь домены уже хоронили несколько раз. Якобы они станут никому не важны, поскольку есть поисковики и адресная строка браузера, где ты пишешь запрос и у тебя открывается релевантный сайт. При этом домены сейчас пользуются не меньшим, а, скорее, даже большим спросом. Красивые имена – хорошая инвестиция, ведь домены – это нечто исчерпаемое и их стоимость со временем только растет.

Да, где-то трафик социальные сети могут «перехватывать», где-то через них проще найти определенную группу клиентов. Но все-таки официальный сайт, официальная почта в домене – это, как минимум, гарантия того, что компания реальная. Особенно в Беларуси, когда несуществующая компания вряд ли сможет зарегистрировать домен, пройти регистрацию в БелГИЭ. Сайты, которые размещаются в Беларуси, в принципе кристально чистые, и мошенничество здесь практически отсутствует.

Опять же соцсети – это каналы продаж. Кто-то пользуется только Фейсбуком, кто-то предпочитает Инстраграм. И получается, что выбирая какую-то соцсеть, ты целенаправленно отказываешься от части аудитории. В то же время поисковыми системами ведь до сих пор пользуются. Когда тебе нужен какой-то товар, ты вряд ли пойдешь в Фейсбук, чтобы искать электрочайник. Ты откроешь поисковую систему и наберешь «купить электрочайник минск».

 

– Бывает такое, что клиенты hoster.by пишут вам напрямую?

– Я считаю себя человеком открытым. Когда через те же соцсети обращаются реальные или потенциальные клиенты, я всегда отвечаю, помогаю, соединяю их с непосредственными руководителями направлений или сотрудниками, которые помогают отработать запрос.

 

– Доменная зона .БЕЛ – ваше изобретение?

– Да, это был своеобразный челлендж и повод для гордости. Несмотря на то, что в ней порядка 14–15 тыс. доменов, она по-прежнему является второй по количеству доменов среди всех кириллических. С большим отрывом лидирует зона .РФ – все же страна намного больше. Там порядка 1 млн регистраций. А мы на втором месте.

Кириллических доменов регистрируют довольно много. Если раньше мы сталкивались с определенным скептицизмом, ведь все привыкли писать адреса на латинице, то сейчас, я считаю, мы этот скептицизм побороли. Сейчас, когда едешь по городу и видишь наружную рекламу, понимаешь, что кириллические домены используются и нередко. На мой взгляд, для старшего поколения это проще. К тому же в написании можно воспользоваться и белорусским языком, зона поддерживает У нескладовае и даже апостроф. Домены .БЕЛ продолжают регистрироваться, но интерес к ним ниже, чем к доменной зоне .by. Соотношение где-то 1 к 10.

 

– У многих городов есть свои домены: .london, .berlin, .amsterdam. А будет ли .minsk?

– Здесь вопрос лежит сугубо в финансовой плоскости. Домены с географическими названиями (.minsk, .moscow, .berlin) регистрируются по отдельной процедуре. Стоимость подачи заявки была около 250 000 USD. Это только рассмотрение. Всего же запуск доменной зоны ICANN оценивала в 1 000 000. Мы подумали, что это экономически нецелесообразно, потому что вложения, скорее всего, не окупятся. Но в то же время в ICANN говорят, что будут еще раунды сбора заявок, к тому же они обещают снизить стоимость. Если это случится и будет интерес к зоне, то, возможно .minsk появится.

 

– Есть ли ограничения по названиям сайта?

– Раньше, чтобы зарегистрировать домен в зоне .by, надо было оставить заявку. Ее рассматривал Оперативно-аналитический центр (тогда это был еще БЦБИ) и там действительно была своеобразная премодерация. В основном смотрели только на отсутствие нецензурных слов в доменах.

Был забавный случай, когда ЦУМ Минска захотел зарегистрировать домен. Они подали заявку на cum.by, которую отклонили. Учите английский язык. Так появился домен tsum.by.

Из недавних случаев заставил улыбнуться домен «красивокакать.бел», на котором продают автономные системы канализации.

 

– У вас случаются факапы?

– Хостинг-провайдеры не могут без них жить. Можно минимизировать, но полностью нельзя предотвратить сбои программного обеспечения, сбои на уровне железа. Какое бы дорогостоящее ПО и оборудование ни было, это не гарантирует 100% надежности. Наша задача – минимизировать риск сбоев и возможные последствия.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений