Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №16(2710) от 27.02.2024 Смотреть архивы


USD:
3.233
EUR:
3.5075
RUB:
3.5121
Золото:
210.71
Серебро:
2.34
Платина:
92.09
Палладий:
99.99
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Когда в Беларуси появятся частные охранные организации

Фото: freepik.com

На заседании Палаты представителей 15.03.2023 депутаты приняли в первом чтении поправки в Закон «Об охранной деятельности в Республике Беларусь».

Необходимость комплексной корректировки Закона от 08.11.2006 № 175-З (далее – Закон) связана с тем, что поправки в него последний раз вносились 6 лет назад. За это время существенно изменилась правовая база, принят ряд новых законов и указов, нормы которых затрагивают сферу охранной деятельности.

О новациях законопроекта «Об изменении Закона «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее – проект) в Овальном зале рассказали министр внутренних дел Иван Кубраков и депутат Иван Мамайко.

Так, корректируются полномочия государственных органов, участвующих в регулировании охранной деятельности.

Полномочия Совета Министров дополняются правом на определение норм проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств сотрудниками специального органа охраны при оказании охранных услуг. Такая поправка обусловлена необходимостью устранения имеющегося пробела в законодательстве, поскольку все эти действия являются составной частью оказания охранных услуг по охране объектов. Сотрудники специального органа охраны осуществляют их по аналогии с Правилами проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, утв. постановлением Совмина от 15.05.2007 № 601.

Дополняются и полномочия МВД.

Напомним, что работники охраны организаций наделены широким перечнем прав и обязанностей, в т.ч. правом на применение и использование оружия, специальных средств и физической силы, проведение различных видов досмотра, задержание лиц, совершивших противоправные действия в отношении охраняемых объектов и физических лиц.

В Закон планируют включить нормы, пре­ду­сматривающие прохождение такими работниками квалификационного экзамена, а в предлагаемой редакции ст. 7 определены полномочия МВД на установление порядка его проведения. Эти требования будут распространяться на сотрудников, принятых на работу после вступления в силу норм законопроекта.

Кроме того, МВД поручается утвердить порядок осуществления проверки работников охраны на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, а также специальных средств и физической силы, при их допуске к выполнению обязанностей.

Так, согласно предлагаемой редакции ч. 3 ст. 24 Закона работники военизированной охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими:

– медицинского осмотра в порядке, установленном Минздравом по согласованию с Минтруда и соцзащиты;

– проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы;

– квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности в порядке, установленном МВД.

Предусматривается приведение Закона в соответствие с Законом от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Отметим, что ранее предприятию, которое решило само позаботиться об охране собственного имущества или о безопасности работников, необходимо было получать лицензию. Указом от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» с 1 октября 2019 г. лицензирование отдельных видов деятельности, в т.ч. лицензирование таких составляющих охранной деятельности, как охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) и своих работников, отменено.

В настоящее время охранная деятельность в Беларуси делится на подлежащую и не подлежащую лицензированию. В связи с чем возникла необходимость корректировки перечня организаций, имеющих право на осуществление охранной деятельности.

Также изменяются ст.ст. 7 и 9 Закона в части уведомления специального органа охраны об осуществлении охранной деятельности, не подлежащей лицензированию. Контроль за охранной деятельностью таких организаций МВД осуществляет в соответствии с требованиями постановления Совмина от 30.11.2012 № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера».

Корректировка Закона позволит определить единый порядок и условия оборудования всех объектов, передаваемых под охрану специальному органу охраны, средствами и системами охраны; установить единообразные требования к оборудованию данных объектов инженерно-техническими средствами защиты, к видам и типам устанавливаемых на них систем охраны.

Вводятся требования и к организациям, осуществляющим проектирование средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования). В ряде случаев им придется получать заключения о согласовании технического задания на проектирование и проектной документации в Департаменте охраны МВД.

Исключается норма (абз. 7 ст. 7 Закона), согласно которой МВД совместно с Государственным таможенным комитетом определяет порядок взаимодействия таможенных органов Беларуси и специального органа охраны по организации таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Исходя из ст. 338 ТК ЕАЭС таможенное сопровождение является мерой, обеспечивающей проведение таможенного контроля, и не относится к охранной деятельности.

Кроме того, компетенция специального органа охраны (Департамент охраны МВД) на осуществление таможенного сопровождения определена иными законодательными актами.

По предложению МЧС проект дополнен категорией подчиненных ему госорганизаций, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, на осуществление в пределах своей компетенции охранной деятельности.

Статья 9 Закона дополняется абзацем, предусматривающим создание иных организаций, осуществляющих охранную деятельность, в порядке, определяемом Президентом.

Проектом Закон приводится в соответствие с законами от 24.10.2016 № 436-З «О внесении изменений и дополнений в Закон «О техническом нормировании и стандартизации» и от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».

В связи с продолжающейся унификацией российского и белорусского законодательства можно было ожидать включения в Закон норм, предусматривающих создание и де­я­тельность частных охранных структур. В РФ частные охранные организации, зарегистрированные обычно как общества с ограниченной ответственностью, оказывают услуги по охране и обеспечению безопасности частных объектов, имущества, здоровья. При этом они обязаны выполнять только те услуги и задачи, которые указаны в их лицензии.

В Беларуси в этом плане пока ничего не меняется, сфера охранной деятельности по-прежнему остается под полным контролем государства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by