$

1.9960 руб.

2.3176 руб.

Р (100)

3.1527 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Компании и рынки

Когда в Беларуси подорожают автомобили

15.12.2017

Информация, опубликованная газетой «Коммерсантъ» 11 декабря, о предложении Минпромторга России с 2018 г. повысить утилизационный сбор на легковые автомобили на 87–125% в зависимости от объема двигателя вызвала на рынке кратковременный шок. И хотя она была оперативно опровергнута этим ведомством («ложечки нашлись»), осадочек остался. «ЭГ» обратилась в Белорусскую Автомобильную Ассоциацию (БАА) с просьбой прокомментировать это событие и оценить вероятность повышения цен на автомобили в нашей стране.

В БАА отметили, что, по их информации, в правительстве РФ действительно находится такой проект. Его реализация привела бы к росту цен на легковые автомобили в России в среднем на 15%. Однако, по мнению зам. главы БАА Сергея Вариводы, увеличение самого утилизационного сбора составит лишь 15–17,5%, которые были анонсированы Минфином России при подготовке проекта бюджета на следующий год. С учетом того, что Федеральный закон о бюджете уже принят, изменение ставок налогов и сборов, влияющих на его доходную часть, исключено. В Беларуси же, по данным Минпрома РБ, увеличение ставок этого сбора с 1 января 2018 г. вообще не планируется.

Поэтому инициатива Минпромторга, вероятнее всего, является лишь попыткой прощупать реакцию общества на подобные решения в будущем. Вместе с тем любое, даже незначительное, увеличение ставок этого сбора в России скажется на ценах отдельных марок и моделей автомобилей.

Генеральный директор БАА Александр Сидоревич уточнил, что влияние это будет избирательным и только на модели, логистика поставок которых в Беларусь связана с российским рынком. Однозначно подорожают иномарки, ввозимые рос­сийскими импортерами из-за пределов ЕАЭС и поставляемые по дистрибьюторским сетям с российского склада (это порядка 50 моделей различных марок, но их поставки в ноябре 2017 г. не превышали 5% рынка новых автомобилей).

В меньшей степени такое повышение цен коснется автомобилей российской сборки, подавляющая часть которых сейчас ввозится в Беларусь без уплаты утилизационного сбора (около 70 моделей, более 80% рынка). «Особое отношение» в основном к «китайцам», при ввозе которых белорусский автодилер вынужден уплачивать сбор повторно. При этом повышение ставки сбора в России не будет напрямую связано с ценами на автомобили, импортированные белорусскими автодилерами из-за пределов ЕАЭС без посредников (порядка 85 моделей, 11,7% рынка) и произведенные в Беларуси (около 2,5% рынка).

Поэтому увеличение утилизационного сбора в России не станет главным фактором влияния на цены легковушек в Беларуси в следующем году. В то же время, по информации российских дилеров, в следующем году ожидается серьезное повышение цен – причем как на новые, так и на б/у автомобили – из-за вступления в силу ряда законодательных требований в рамках ЕАЭС (переход на экологический класс «Евро-5» с января 2018 г., администрирование единого электронного паспорта ТС и порог 50% уровня локализации производства с июля 2018 г.).

С начала следующего года в России также планируется увеличение ставок акцизов на автомобили. Из-за этого ожидается «прибавка» к их стоимости еще на сумму до 500 евро – в зависимости от объема двигателя.

Безусловно, ситуация с повышением цен на автомобили в России снизит интерес белорусских покупателей к приобретению там автомобилей и приведет к снижению их «серого» ввоза в нашу страну из РФ. Более привлекательными станут покупки автомобилей белорусского производства и иномарок у белорусских автодилеров, причем самым выгодным будет приобретение в конце текущего и начале следующего года машин, уже находящихся на их складах.

Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ