$

2.1546 руб.

2.4528 руб.

Р (100)

3.2408 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

Казахстанские перспективы

11.01.2019
Казахстанские перспективы
Ермухамет Ертысбаев

Чрезвычайный и полномочный посол Ермухамет Ертысбаев в интервью корреспонденту «ЭГ» поделился видением перспектив сотрудничества двух стран.

Господин посол, давайте поговорим о практических аспектах экономического сотрудничества Беларуси и Казахстана…

– Действительно, уже есть реальные достижения экономического сотрудничества наших стран.

Это промышленная кооперация – здесь реализуются серьезные проекты. Так, на прошедшем белорусско-казахстанском форуме подписано договоров на поставки в Казахстан белорусской автомобильной техники на сумму свыше 73 млн USD. Акционерному обществу «Агромашхолдинг» предоставлено эксклюзивное дилерское право на реализацию белорусской продукции в нашей стране.

Совместными усилиями объем перевозок контейнерными поездами по направлению Китай–Европа–Китай превысил годовой показатель 2017 г. уже за 9 месяцев 2018-го и достиг 203 тыс. контейнеров.

Кроме того, по состоянию на 1 ноября 2018 года в Казахстане зарегистрировано 432 юрлица, филиала и представительства с белорусским участием, из них действующих – 309.

Какие возможности предоставляет Казахстан для малого и среднего бизнеса Беларуси, в том числе для его развития внутри вашей страны?

– Прежде всего это стабильность, правильно выстроенные деловые и дружеские отношения на высшем политическом уровне, а также юридическое закрепление данных положений. В этом году вступил в силу Договор о социально-экономическом сотрудничестве до 2026 года, который был подписан в рамках официального визита Президента РК Нурсултана Назарбаева в Беларусь.

В целом договоренности нашли отражение в подписанном Протоколе данного мероприятия и Дорожной карте развития двустороннего сотрудничества на 2019–2020 годы.

Говоря о белорусском бизнесе в Казахстане, думаю, ему будут интересны два наших крупных проекта.

«AstanaHub – международный парк IT-стартапов» – для знакомых с тематикой информационных технологий. Я думаю, белорусские стартаперы быстро заполнят эту нишу, узнав об условиях для ведения бизнеса, предоставляемых нашей площадкой.

Несомненно, белорусский бизнес высоко оценит и наш Международный финансовый центр «Астана». Это упрощенный налоговый и визовый режим, транспортная доступность и связь со многими глобальными финансовыми центрами (Банг­кок, Пекин, Стамбул, Дубай и т.д.), с которыми Беларусь, в силу специфики территориального расположения, не может контактировать в полноценном формате. И опять же, есть юридическое закрепление основ ведения бизнеса и решения деловых споров по принципу английского права и стандартов ведущих мировых финансовых центров.

Какие сферы являются приоритетными для казахстанского бизнеса в Беларуси? И есть ли препятствия на его пути, проблемные зоны?

– Основной сдерживающий фактор при экспорте казахстанской продукции на белорусский рынок – значительное расстояние между странами (до 4,7 тыс. км), которое определяет конкурентоспособность по цене.

Традиционно приоритетные для казахстанского бизнеса в Беларуси сферы – сельское хозяйство, автомобилестроение, набирает обороты взаимодействие в вопросах науки и технологий.

Здесь нельзя не отметить активное развитие промышленной кооперации. Я говорю о сборке белорусской техники на наших базах.

Такой подход к сотрудничеству очень перспективен. По отношению к 2017 году за 10 месяцев 2018-го производство тракторов увеличилось на 30%, прицепной и навесной сельхозтехники – на 20%, комбайнов – в 1,5 раза.

При этом хочу отметить хороший уровень взаимодействия комиссий. Они в оперативном режиме вскрывают и решают проблемные аспекты взаимодействия двух стран. Так, например, вырабатывается стратегия, даются рекомендации по дальнейшему использованию техники, принимаются необходимые меры по обеспечению перепрофилирования производства.

Отмечу проект запуска совместного производства беспилотных авиационных комплексов Национальной академии наук Беларуси и Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана. Его перспективы рассматриваются и сквозь призму коммерциализации.

Казахстан также готов расширить номенклатуру поставок в Беларусь по 60 наиболее перспективным товарным позициям в машиностроении, металлургии, фармацевтике, химической и пищевой промышленности, в строительстве. В связи с этим прорабатывается перспектива коммерческих заказов для наших предприятий в Беларуси.

Можете ли вы сопоставить экономические режимы наших стран именно как партнеров и оценить потенциал наших экономик?

– Данный момент легко просматривается в формате экспортно-импорт­ного взаимодействия.

Экспорт из Казахстана в Беларусь в 2017 году вырос более чем в 2,1 раза (114,4%) и составил 101,2 млн USD (2016 год – 47,2 млн USD).

Импорт в Казахстан из Беларуси в 2017 году вырос на 56,8% и составил 531,7 млн USD (2016 год – 339,1 млн USD).

Внешнеторговый оборот между Казахстаном и Беларусью за январь–сентябрь 2018 года составил 498,4 млн USD, увеличившись на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (469 млн USD).

Основные товары импорта в Казахстан из Беларуси: автомобили грузовые – 38,2 млн USD (с долей 8,7%), тракторы и седельные тягачи – 28,8 млн USD (6,6%), сахар – 22,6 млн USD (5,2%), мебель прочая и ее части – 22,6 млн USD (5,2%), молоко и сливки сгущенные и сухие – 21,1 млн USD (4,8%), нефтепродукты – 17,3 млн USD (4%), обои и аналогичные настенные покрытия – 13,3 млн USD (3%), лекарственные средства, расфасованные для роз­ничной продажи, – 10,7 млн USD (2,5%).

Как используются транзитные возможности между двумя странами?

– Сейчас отмечается положительная динамика перевозок железнодорожным транспортом, как в транзитном сообщении, так и в экспортно-импортном.

Находясь в центре Евразии, между двумя полюсами мировой экономики, страны уделяют особое внимание развитию транзитного потенциала и привлечению транзитных грузопотоков.

Казахстан модернизировал свою транспортную инфраструктуру, вложив за 10 лет более 30 млрд USD, став ведущим логистическим хабом в Центральной Азии.

Сегодня по нашей территории проходит свыше 17 транзитных маршрутов контейнерных перевозок между Китаем и Европой.

Для повышения эффективности транспортных коридоров совместно с белорусскими и российскими партнерами успешно функционирует АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс».

Сейчас нужно максимально выгодно использовать транзитно-тран­спорт­ный потенциал наших стран. Сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Пояса и пути» открывает новые перспективы увеличения контейнеропотока через наши страны.

Что касается авиации, назначенным авиаперевозчиком от казахстанской стороны является авиакомпания SCAT, от белорусской стороны – «Белавиа».

Всего из Казахстана в Беларусь за 10 месяцев 2018 года перевезено порядка 47 тыс. пассажиров. Загрузка бортов указывает на высокий спрос на авиаперевозки между нашими странами  гражданами не только Казахстана и Беларуси, но и других стран, в качестве транзитных пассажиров.

В области автомобильного тран­спорта наблюдается всего 1%-ный рост. Учитывая полную либерализацию автомобильных перевозок ме­жду Казахстаном и Беларусью в рамках ЕАЭС, считаю необходимым активизировать работу в данном направлении.

Многие из наших подписчиков — это предприятия, развивающие ВЭД. Что бы вы им пожелали как человек, который по своей профессии выстраивает связи между странами?

– В Казахстане четко определены направления развития, в числе которых ставка на бизнес является приоритетной.

Мы предлагаем освоение новых технологий и бизнес-моделей, повышение наукоемкости, АПК, кооперации производств. Наше государство готово совместно с бизнесом находить стратегические ниши на международных рынках и продвигать отечественную продукцию. Правительством готовится новый пакет системных мер по улучшению бизнес-климата.

Эти процессы показывают действительное стремление государства и бизнеса развиваться, быть гостеприимными к вашему предпринимательскому сектору и находить новые ниши совместной деятельности на белорусской земле.

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях