Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
22.02.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАРАУЛ УСТАЛ, НО СМЕНЫ НЕ БУДЕТ©

Промышленное производство в Беларуси в прошлом году выросло на 5,7% при прогнозе 6—7%, а январе 2013 г. — всего на 0,4%. Это весьма скромное начало, учитывая запланированный в 2013 г. 7-процентный рост. Пока это не повод для паники — время для восстановления есть, особенно если правительство решит проблемы кредитования экономики и поставок нефти. Однако неравномерность роста в одних видах промышленной деятельности и спад в других заставляет задуматься о перспективах традиционных отраслей, которым модернизация была нужна уже давно.

Промышленное производство в Беларуси в прошлом году выросло на 5,7% при прогнозе 6—7%, а январе 2013 г. — всего на 0,4%. Это весьма скромное начало, учитывая запланированный в 2013 г. 7-процентный рост. Пока это не повод для паники — время для восстановления есть, особенно если правительство решит проблемы кредитования экономики и поставок нефти. Однако неравномерность роста в одних видах промышленной деятельности и спад в других заставляет задуматься о перспективах традиционных отраслей, которым модернизация была нужна уже давно.

Доля промышленности в отечественном ВВП выросла в 2012 г. по сравнению с 2011-м с 30,9% до 31,8%. Таким образом, эта отрасль остается главной «кормилицей», от которой зависит состояние всей белорусской экономики. Однако сегодня ситуация здесь выглядит не лучшим образом: годами «вытягивая» остальные отрасли, прежде всего АПК, промышленность потеряла время и ресурсы, способные обеспечивать ее конкурентоспособность.

По данным Белстата, индекс промышленного производства в прошлом году составил к уровню 2011 г. в горнодобывающей промышленности 98%, в январе 2013 г. к январю 2012 г. — 101,6%, обрабатывающей — 106,4% и 99,8% соответственно, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 99,9% и 107,7%. Отметим, что нефтепереработка и химическое производство принесли в прошлом году 1/3 общего объема промпроизводства, 1/4 выручки и 40,5% чистой прибыли. В январе т.г. на долю этих видов деятельности приходилось всего 24,5% объема промпроизводства.

Данные Белстата указали на несколько источников слабости. Производство нефти сократилось за прошлый год на 1,2%, прочих неметаллических минеральных продуктов — на 3,1%. Производство пищевых продуктов в целом выросло на 4,8%, однако физический объем выпуска сахара сократился на 12,5%, шоколада, кондитерских изделий из него и сахара — на 3,5%, растительного масла — на 1,8%, пива — на 8,7%, минеральной воды — на 4%. Зато выпуск коньяка вырос на 27%, водки и спирта — на 7,3%, игристых вин — на 6,8%, макаронных изделий — на 13,3%. Текстильное и швейное производство в 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилось на 0,2%, причем производство тканей выросло на 5,2%, ковров — на 6,4%, головных уборов — почти в 1,5 раза. Производство кожи, изделий из кожи и обуви выросло на 1,9%, однако выпуск обуви сократился на 3,1%. Обработка древесины и производство изделий из дерева увеличились на 0,2%, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — на 1,4%, нефтепродуктов — на 17,2%, химическое производство — на 19,6% (причем по итогам 7 месяцев 2012 г. рост достигал 47,1%), производство резиновых и пластмассовых изделий — 6,1%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — на 4,5%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 6,2%, транспортных средств и оборудования — на 14,9%. Производство машин и оборудования в целом осталось на уровне 2011 г. При этом комбайнов зерноуборочных было выпущено на 54,5% меньше, чем год назад, силосоуборочных — на 37,3%, металлорежущих станков — на 3,4%, зато карьерных самосвалов — на 17,1% больше.

При этом нельзя сказать, что в целом работа шла «на склад». Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в организациях промышленности, учитываемых в текущем порядке, на 1.01.2013 г. в фактических ценах составило 56,5% против 58,3% годом ранее. Правда, в обрабатывающей промышленности этот показатель достиг 63,1%, а в некоторых видах деятельности был еще выше: например, в текстильном и швейном производстве — 161,7%, производстве кожи, изделий из кожи и обуви — 212,9%, фармацевтической продукции — 140,3%, машин и оборудования — 118,6%. В январе т.г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства выросло до 67,9%, причем в производстве машин и оборудования — до 141,3%.

Таким образом, даже весьма вялый рост промышленности в январе, с учетом сезонного и календарного фактора, во многом обеспечен увеличением складских запасов и тарифов на энергию. Это неприятный сигнал. Кроме того, экспортно ориентированным отраслям промышленности явно труднее удерживаться на привычных рынках сбыта — как в связи со вступлением России в ВТО, так и по причине общемировой рецессии. Правда, январские данные индекса PMI в России и других странах говорят об укреплении роста, поэтому можно надеяться на оживление спроса — особенно если правительство Беларуси найдет способы стимулировать экспорт.

Ослабление роста и увеличение складских запасов в секторе инвестиционных товаров можно объяснить стагнацией инвестиций в основной капитал — как в самой Беларуси, так и в соседней России. В то же время сектор потребительских товаров, например, производство продуктов питания, легкая промышленность и деревообработка, также показал некоторый спад. Отчасти это можно объяснить очередным поворотом внутреннего потребления к импорту — его доля в розничном товарообороте по некоторым позициям существенно выросла. Но тогда приходится признать, что ориентация отечественной промышленности на экспорт не приносит ожидаемого результата.

Впрочем, главным драйвером прошлогоднего роста экономики были нефтепереработка и экспорт калийных удобрений. Падение экспорта нефтепродуктов и изменение ситуации на рынке хлоркалия стали серьезным ударом для белорусской экономики, наглядно показав, насколько ограничен ее запас прочности. Январские результаты являются продолжением стагнации, начавшейся с августа прошлого года. При этом сезонные и календарные факторы играют третьестепенную роль.

Отметим, что данные Белстата вполне коррелируют с индексом бизнес-климата, составляемым Нацбанком, и настроениями респондентов этого исследования, но явно противоречат прогнозам властей по росту экономики в 2013 г. Если тенденция сокращения промышленного производства продолжится, то усилится давление на Нацбанк, от которого правительство с лета требует смягчения монетарной политики. Объявленный Президентом курс на модернизацию промышленности и возобновление роста жилищного строительства могут реализовываться лишь при снижении ставок и усилении кредитования, что при отсутствии внешних инвестиций неизбежно приведет к увеличению инфляции. Представляется, что это сегодня главный риск для отечественной экономики, но не исключено, что власти готовы пойти на него ради возобновления роста — скорее всего, начиная со II квартала.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений