$

2.4299 руб.

2.8268 руб.

Р (100)

3.4309 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Итоги

Каким ты будешь для нас, 2021: в новый год со старыми проблемами

05.01.2021
Каким ты будешь для нас, 2021: в новый год со старыми проблемами
Фото: freepik

Закончились новогодние праздники, впереди первая рабочая неделя нового года. А значит, самое время подвести черту и обобщить, с каким «багажом» Беларусь вступает в 2021 год.

 

Цены на энергоносители до сих пор не известны

2020 год начался острым противостоянием Беларуси и России по вопросам цен на импорт энергоносителей для нашей страны. Переговоры по согласованию условий поставок провалились – в ответ на попытки Беларуси выбить лучшие условия, российская сторона прекратила подачу нефти на белорусские НПЗ. Последующая игра в альтернативные источники привела к тому, что какое-то время мы были вынуждены покупать нефть по завышенным ценам, в то время как во всем мире наблюдался переизбыток нефти из-за развала соглашений ОПЕК. Конфликт закончился в апреле, когда Беларусь вынуждена была принять условия восточного партнера и стала покупать нефть у российских компаний по мировым ценам, а газ – по прежней контрактной цене 127 USD за тыс. куб. м.

Переговоры о поставках энергоносителей в 2021 г. прошли в последних числах декабря, и на этот раз белорусское правительство не стало выдвигать особых требований и приняло условия российской стороны. И хотя государственные СМИ утверждают, что цены в контрактах «выгодные», отсутствие подробностей соглашения заставляет думать, что условия не так хороши. И это понятно: в ситуации международных санкций выбирать особенно не приходится. Со слов премьер-министра Романа Головченко известно, что цены «практически сохраняются на уровне 2020 г.», что скорее всего означает, что цены все же выросли относительно апреля. Также известно, что белорусская сторона остается без межбюджетной компенсации, которая в 2020 г. составила 4,7 USD за тонну нефти. Если ориентироваться на объем поставок российской нефти в прошедшем году, это означает, что только на отсутствии компенсаций наша страна потеряла 84,6 млн USD. Впрочем, это неплохо: отсутствие «особых» договоренностей в долгосрочной перспективе позволит нам быстрее перейти на рыночные условия поставок энергоносителей и в какой-то мере снизит степень энергетической зависимости от вос­точного соседа.

 

Рост госдолга и сокращение ЗВР не исключены

По лимитам государственных обязательств, которые заложены в проект бюджета в 2021 г., можно сказать, что основной стратегией правительства будет рефинансирование обязательств, по которым наступил срок возврата.

Платежи по государственному долгу в 2021 г. оцениваются в размере 8 млрд руб., в т.ч. погашение – 4,9 млрд руб., обслуживание – 3,1 млрд руб.

На погашение госдолга за счет собственных средств планируется направить 2,4 млрд руб., остальная часть будет оплачена за счет привлечения новых кредитов. Лимит внутреннего долга с учетом предоставленных гарантий установлен в размере 13,6 млрд руб. (в 2020 г. – 12,4 млрд руб.), внешнего – 23 млрд USD (в 2021 г. – 23,2 млрд USD). То есть несмотря на заявленные планы по погашению государственного долга на 8,7% от его общего размера (56,3 млрд руб. по состоянию на 1 декабря 2020 г.), правительство не исключает, что госдолг по итогам года может вырасти. Кроме того, правительство ожидает дальнейшего сокращения ЗВР до 6 млрд USD, т.е. почти на 19% относительно уровня 1 декабря 2020 г.

 

Неравные условия для частников и госсектора сохранятся

Несмотря на то, что в 2020 г. Беларусь в соответствии с обязательствами по кредитной программе ЕФСР должна была полностью отказаться от директивного кредитования, состояние государственного сектора экономики не позволяет этого сделать. А значит, стоит ожидать, что предоставление финансирования отдельным предприятиям на исключительных условиях продолжится и в 2021 г.

Например, в соответствии с проектом бюджета на финансирование сельского хозяйства планируется направить почти 680 млн руб. – в 200 раз больше, чем на развитие предпринимательства. Это не только директивные кредиты – у правительства есть много каналов финансирования избранных предприятий, в т.ч. с помощью принятия специальных нормативных актов, определяющих порядок предоставления отсрочек и рассрочек по ранее выданным кредитам, которые также следует считать косвенной формой финансирования. С учетом того, что госсектор не обладает такой адаптивностью, как частный бизнес, в 2021 г. мы скорее всего еще не раз увидим нормативные акты, предоставляющие очередную порцию поблажек для отдельных предприятий госсектора.

 

Рубль по-прежнему остается под давлением

Укрепление российского рубля относительно доллара США оказало поддержку белорусскому рублю, позволив ему закрепиться в диапазоне 2,5–2,6 руб. за доллар. Дальнейшие позиции национальной валюты будут зависеть от курса российского рубля, действий правительства, изменений в валютном законодательстве, поведения участников рынка и результатов внешней торговли в I–II кварталах 2021 г.

Правительство закладывает в целевой сценарий на 2021 год курс доллара США в размере 2,5678 руб., что на 5,7% больше, чем средневзвешенный курс по итогам 11 ме­сяцев 2020 г., однако ниже, чем курс, сложившийся по итогам последних биржевых торгов в декабре 2020 г., – 2,5789 руб.

Напомним, что в прошлом году Минфин закладывал 10%-ное обес­ценивание белорусского рубля.

Однако и этого оказалось недостаточно – по итогам года нацио­нальная валюта обесценилась на 21,9%. Более чем скромный запас, зало­женный в проект бюджета на 2021 г., можно объяснить только избыточным оптимизмом или необходимостью свести бюджет с минимальным дефицитом. Однако несмотря на то, что в краткосрочной перспективе нет никаких предпосылок для стремительного роста курса доллара, темпы обесценивания рубля, заложенные в бюджет, выглядят недостаточными. Более реальный прогноз, на наш взгляд, – постепенный рост курса доллара США в I полугодии до значения 2,7–2,8 руб. с короткими периодами укрепления в зависимости от позиций российского рубля и ситуации на внутреннем рынке. Однако самые главные факторы, создающие неопределенность любых прогнозов, – это действия правительства и итоговое сальдо внешней торговли.

 

Цены продолжают расти, несмотря на все усилия правительства

Несмотря на то, что официальное значение инфляции по итогам 11 месяцев 2020 г. составило 6,1%, отдельные товары и услуги подорожали еще больше. Например, цены на растительное масло выросли на 25,2%, крупу гречневую – 23,3%, рис – 9,9%, картофель – 11,9%, яблоки – 20,9%, цитрусовые – 22,4%. Более чем на 10% выросли цены на пиво и сигареты.

Среди услуг наиболее заметно увеличились цены на ЖКУ (8,3%), водоснабжение (13%), услуги воздушного транспорта (36%), образование (7,9%), билеты в театры (9,6%), почтовую связь (9%). В лидерах по росту цен в данном сегменте услуги страхования автотранспорта, которые выросли на 33,3%. Именно эти товары и услуги являются основным локомотивом инфляции, однако на радар МАРТ они попадают нечасто.

Согласно основным направлениям социально-экономического развития целевое значение инфляции в 2021 г. не должно превысить 5%. Такой прогноз выглядит достаточно смелым, если учесть, что именно в IV квартале цены разогнались больше всего, а новый год начался с подорожания отдельных товаров и услуг. С 1 января повышены цены на некоторые марки сигарет (в среднем на 8–10%) и увеличены минимальные цены на алкоголь (в среднем на 3,3%). Изменились тарифы на коммунальные услуги, например, тарифы на электроэнергию и газоснабжение выросли на 10%. На ценах на лекарства отра­зится введение НДС в размере 10%. Таким образом, само правительство своими действиями в новом году инициирует новый виток инфляции, хотя под удар антиинфляционной политики МАРТ по-прежнему будут попадать преимущественно предприятия частного сектора экономики.

***

Мы входим в новый год в стрессовом состоянии, так и не оправившись от тяжелых последствий кризиса прошлого года. Еще не все негативные факторы отыграны в полной мере, что означает высокую вероятность ухудшения ситуации в ближайшей перспективе. Эффекты от утечки мозгов, релокации белорусского бизнеса, нового пакета санкций, ухудшение отношений с западными и южными соседями будут проявляться на протяжении года. Судя по бюджету на 2021 год, правительство демонстрирует готовность затягивать пояса потуже, хотя и не в полной мере осознает сложность ситуации, что проявляется в избыточном оптимизме. В целом позитивных ожиданий относительно нового года у нас немного. Но никто не обещал, что выздоровление национальной экономики и избавление от патерналистских ожиданий будут напоминать легкую прогулку, а значит, к происходящему нужно относиться как к горькому, но необходимому лекарству.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное