Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
28.10.2014 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК УВЯЗАТЬ СТРОПТИВУЮ МАКРОЭКОНОМИКУ©

В 2015 год мы входим с новыми инструментами экономической политики и запасом прочности к внешним шокам, заявил первый заместитель руководителя Аппарата Совмина Александр ЗАБОРОВСКИЙ, выступая 23 октября на XV Международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития».

с новыми старыми инструментами

В 2015 год мы входим с новыми инструментами экономической политики и запасом прочности к внешним шокам, заявил первый заместитель руководителя Аппарата Совмина Александр ЗАБОРОВСКИЙ, выступая 23 октября на XV Международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития».

Представитель правительства попытался ответить на один из вопросов, более всего волнующих бизнес-сообщество: какие факторы обеспечат планируемый рост? Учитывая срыв планов на протяжении нескольких последних лет, очередные прогнозы встречаются бизнесом с изрядным скепсисом. Поэтому умеренный консерватизм, сменивший безудержный оптимизм при определении очередных макроэкономических рубежей, вселяет некоторую надежду. Однако это не избавляет от тревожной неопределенности: за счет чего материализуются показатели на 2015 год?

По словам А.Заборовского, главными приоритетами экономической политики являются макроэкономическая и социальная стабильность, сбалансированность. Уровень инфляции и курсовая политика должны дать бизнесу уверенность в возможности реализации инвестпроектов и ведения текущей деятельности. При этом макроэкономическая стабильность подразумевает жесткую денежно-кредитную политику, бюджетную консолидацию, ограничения внутреннего спроса. Но как совместить эти факторы с планами роста экономики? Ведь он невозможен без доступных кредитов, роста спроса и частных инвестиций, мягких бюджетных стимулов хотя бы для приоритетных отраслей. Разрешить это противоречие власти надеются путем концентрации усилий инструментов экономической политики на решении структурных, макроэкономических вопросов. Концептуально — это развитие рыночных институтов, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. Одно из таких условий — повышение эффективности распределения ресурсов, и прежде всего — денежных.

Жизнь взаймы

В правительстве отдают себе отчет, что в нынешних геополитических реалиях Беларуси не приходится надеяться на прямые иностранные инвестиции, что не исключает усилий по привлечению ПИИ в ряд совместных компаний в приоритетных секторах. Главным источником финансирования в ближайшем будущем останутся заемные средства, распределение которых будет осуществляться в рамках концепции таргетирования кредитного предложения.

«В условиях перехода на траекторию роста искусственное лимитирование кредитного предложения контрпродуктивно», — считает А.Заборовский. По его словам, с конца 2013 г. правительство и Нацбанк выполнили «тонкую настройку кредитного механизма, чтобы не допустить перегрева экономики» и не сдерживать инвестиционный процесс. В основе этого механизма лежит план финансирования государственных программ, в котором увязаны вопросы инвестиционной, бюджетной, денежно-кредитной политики. При этом потребность в финансировании госпрограмм увязывается с источниками ресурсов, что позволяет концентрировать их на приоритетных направлениях. Одновременно отфильтровываются менее важные проекты, что увеличивает ликвидность и окно возможностей для рыночных заимствований, а также позволяет снижать ставки по недирективному кредитованию. Координатором финансирования всех госпрограмм назначен Банк развития. Таким путем власти надеются обеспечить экономику «длинными деньгами». Остается окончательно утвердить соответствующие планы с конкретными лимитами, объемами ресурсов, увязанными по всем базовым проектам, которые станут инвестиционным ориентиром для субъектов хозяйствования и банков.

Капитализация Банка развития из средств правительства позволит «расшить» кредитование инфраструктуры, инвестиции в которую должны вырасти в 1,4 раза. Одним из источников для этого станет дорожный фонд, который вновь появится в проекте бюджета 2015 г.

На фронте господдержки

не без перемен

В следующем году обещается принципиально новый подход к формированию государственных программ и оказанию господдержки. По мнению правительства, сегодня в республике нет альтернативы программно-целевому развитию национальной экономики — при нынешнем состоянии экономических институтов и применяемых бизнес-моделях. Иными словами, рыночные механизмы по-прежнему не востребуются. Взамен предлагается некая эволюция в формировании и реализации госпрограмм, принципах оказания господдержки. Предлагается внедрить «новый тип госпрограмм»: не набор проектов и конкретных объектов, формируемых по принципу «кто и что предложит», а увязанные для достижения целей условия и инструменты поддержки развития с конкурсным принципом их оказания. Под каждый приоритет государство определит конкретный лимит бюджетных средств и набор механизмов содействия, а отбор проектов будет вестись заказчиком на конкурсной основе. При этом обещается обеспечить равный доступ предприятий всех форм собственности к участию в программах, формирование приоритетов, которые утверждены на пятилетку и выбраны по конкурсу.

Господдержка сможет осуществляться в 4 основных формах. Первая из них — «мягкие» (по ставке ниже рыночной) кредиты на инвестиционные цели через Банк развития. Ему предстоит отбирать бизнес-планы и оценивать риски — но уже после того, как будут утверждены госпрограммы и набор мер поддержки. Вторая форма — компенсация части процентов по кредитам в рамках секторальных инициатив, экспортное кредитование, экспортный лизинг с учетом платежеспособности заемщика. Третья — участие государства в уставных фондах компаний и возмещение части расходов на приобретение технологического оборудования и запчастей для реализации инвестпроектов. Четвертая форма — прямая бюджетная поддержка и налоговые льготы, которые будут носить исключительно секторальный характер, что считается принципиально новым условием.

Заметим, что согласно п. 4 ст. 43 НК льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом РБ, однако в то же время предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Поэтому трудно сказать, что нового предлагает сегодня правительство по сравнению с нормами Указа от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». Остается надеяться, что все дело в качественно новом уровне отбора претендентов на помощь — например, для новых отраслей и производств, работающих на платформе V–VI технологических укладов (если таковые найдутся), и улучшении финансового планирования. Тогда, возможно, доступ к «мягким» кредитам на конкурсной основе получат лишь действительно перспективные проекты, а доля льготных заимствований сократится. Если же риски кредитования снизятся, то появятся предпосылки для снижения процентных ставок и роста мультипликативного эффекта от инвестиций — если не помешает инфляция.

В числе целевых задач правительства — создание институциональных условий для долгосрочной ликвидности за счет внутренних источников и стимулирование сбережений. Поэтому так важны такие институты как накопительная пенсионная система, медицинское страхование и т.п. Любопытно, но власти всерьез полагают, что функции, которые в развитых экономиках выполняют пенсионные и инвестиционные фонды, предлагающие рынку «длинные деньги», в Беларуси могут заменить проекты вроде социальной программы «Большая семья» или директивное депонирование части доходов по сингапурскому образцу. Иными словами, функции государства по аккумулированию и распределению ресурсов будут только усиливаться. По-видимому, в нашей стране возможны любые эксперименты ради получения источников «длинных денег» — кроме рыночных преобразований.

Эффективная арка

Такой же принцип лежит в основе планов по повышению эффективности управления. Речь ни в коем случае не идет о приватизации и увеличении роли и прав частной собственности. Правительство гораздо больше озабочено системным совершенствованием корпоративного управления государственными активами. В рамках разрабатываемой для этого концепции даже планируется повысить роль наблюдательных советов, которые еще недавно считали лишними в акционерных обществах, принадлежащих государству. Кроме того, планируется создать экономический механизм более эффективной работы крупных промышленных структур, включая эксперимент по консолидированной уплате налога на прибыль в ряде крупнейших холдингов. Одновременно декларируется намерение развивать институт частно-государственного партнерства, благо в НИЭИ Минэкономики при поддержке ПРООН создан соответствующий центр.

Столь же противоречивым выглядит задача увязки поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования с планами роста доходов населения. В 2015 г. запланировано снижение тарифов для наиболее энергоемких секторов экономики и теплично-парниковых хозяйств. Но разницу придется перенести на плечи остальных потребителей электроэнергии, в т.ч. населения.

В следующем году предлагается установить профицит бюджета на уровне не менее 1,5% ВВП, что положительно скажется на текущем счете платежного баланса. Но приоритетным здесь будет не потребление, а снижение внешнего госдолга, выплачивать который республике придется исключительно за счет текущих бюджетных поступлений. Интересно, что власти намерены продолжать «конструктивные обсуждения» с экспертами МВФ вопросов экономической политики и структурных реформ. При этом платежный баланс правительство считает стабильным, не видит необходимости в чрезвычайном финансировании, но мнение международных организаций лишним не будет — как «важный знак» для бизнеса. Очевидно, предполагается, что инвесторов устроит любой «знак» подобных структур — независимо от его содержания. Между тем А.Заборовский заверил, что ни о какой «диктовке МВФ» в проведении реформ речь не идет — «экономическая политика будет проводиться исходя из национальных интересов», но сотрудничество с фондом дает «окно возможностей работать по совместной программе».

Так что выплаты по внешнему долгу планируется обеспечить преимущественно из собственных источников. Требуемые для этого 4 млрд. USD должен принести экспорт нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Власти надеются, что положительные и отрицательные эффекты высокой волатильности на рынке нефти как-нибудь уравновесят друг друга — в частности, с помощью гибкой акцизной политики, учитывающей интересы как бюджета, так и производителей. Вспомнили ли при этом о потребителях, не уточнялось.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений