Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
17.07.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК ПРОЕХАТЬ В ВТО©

Как повлияет введение в России утилизационного сборе при ввозе подержанных автомобилей на авторынок Беларуси? По мнению гендиректора холдинга «Атлант-М» в Беларуси Сергея Самойло, с машин, ввезенных в Беларусь до 1.08.2012 г., при экспорте в РФ этот сбор взиматься не должен. Однако официального подтверждения по данному вопросу пока нет.

Как повлияет введение в России утилизационного сборе при ввозе подержанных автомобилей на авторынок Беларуси? По мнению гендиректора холдинга «Атлант-М» в Беларуси Сергея Самойло, с машин, ввезенных в Беларусь до 1.08.2012 г., при экспорте в РФ этот сбор взиматься не должен. Однако официального подтверждения по данному вопросу пока нет.

Вступление России в ВТО, которое юридически должно завершиться до конца августа, повлияет на автомобильный рынок всего Таможенного союза. Прежде всего должны снизиться пошлины на легковые и коммерческие автомобили для юридических лиц. Однако российские власти не намерены открывать свой рынок для импорта. Взамен снижаемых пошлин с 1.08.2012 г. вводится утилизационный сбор, который практически отсекает ввоз подержанной техники и компенсирует снижение пошлин для новой.

Парадоксально, но премьер-министры стран Таможенного союза договорились, что Беларусь и Казахстан утилизационные сборы не вводят, но оставляют у себя прежний уровень тарифной защиты, т.е. таможенные пошлины на автомобили у нас будут выше, чем в России. Фактически такое решение не соответствует букве и духу базовых союзных соглашений и не позволяет сформировать единый рынок транспортных средств, на котором автомобили могли бы перемещаться между странами без уплаты дополнительных сборов и пошлин.

Более того, с 2015 г. по 2019 г. Россия обязалась поэтапно снижать таможенные пошлины на автомобили, а потому разрыв в их уровне между странами Таможенного союза станет еще больше. Это повлечет усиление противоречий.

Во-первых, одни новые автомобили из-за разного уровня платежей окажутся дороже в России, другие — в Беларуси. По подержанным автомобилям, скорее всего, цены в России будут выше по всем моделям, тогда как если бы утилизационный сбор вводился в Беларуси, цены выросли бы и у нас.

Во-вторых, возникает ряд неопределенностей. С автомобилей, ранее ввезенных в Беларусь, утилизационный сбор при вывозе в Россию взиматься не должен. Однако вполне возможно, что его придется уплачивать по машинам, которые могут быть импортированы в Беларусь после 1.08.2012 г. В противном случае откроется легальный канал для ввоза подержанных иномарок на территорию РФ в обход уплаты сборов. Однако в законе говорится, что условия освобождения таких машин от утилизационного сбора будут определяться правительством РФ. Когда и как это произойдет, пока остается только гадать.

В-третьих, непонятно, будет ли возвращаться утилизационный сбор (и доплачиваться пошлина) при покупке автомобиля белорусами в России и его вывозе в нашу страну.

Эти противоречия и неясности могли бы разрешиться при вступлении Беларуси в ВТО, что привело бы к снижению пошлин на автомобили до российского уровня. Но перспектива этого события достаточно туманна.

Пока в январе–мае 2012 г. импорт легковых автомобилей в Беларусь упал более чем в 6 раз по сравнению с 5 месяцами 2011 г. — до 20 тыс. машин на сумму около 229,5 млн. USD, причем импорт из стран СНГ вырос в 3,2 раза, до 2600 машин. Между тем, по данным ФТС РФ, в январе–мае 2012 г. импорт легковых автомобилей в Россию вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,3%. Всего было ввезено 427 400 машин на 8723 млн. USD, в т.ч. из стран дальнего зарубежья — 383 200 автомобилей на 8,4 млрд., из стран СНГ — 44 200 автомобилей на 327 млн. USD.

Импорт грузовых автомобилей в Россию за 5 месяцев увеличился на 36,7%. Всего было ввезено 43 200 грузовиков на 1,35 млрд., в т.ч. 41 500 на 1 млрд. из стран дальнего зарубежья и 1800 на 35 млрд. USD — из стран СНГ. В частности, Беларусь поставила в РФ 3787 грузовиков (на 42,5% больше, чем годом ранее, и 2089 седельных тягачей (+25,8%).

В то же время из самой России было экспортировано 42 500 легковых автомобилей (вдвое больше, чем за январь–май 2011 г.) на 357 млн. USD, и 6600 грузовых (в 1,5 раза больше) на 198,7 млн. USD.

Динамика рынка подержанных автомобилей в Беларуси во многом зависит от того, как будут решены эти вопросы и как сложится спрос со стороны россиян. Если Россия, вводя утилизационный сбор, не поставит заградительные меры для ввоза подержанных автомобилей из Беларуси, то на нашем вторичном рынке вероятна активизация импорта, рост спроса и цен. Если барьеры на восточном направлении возникнут, рынок продолжит стагнацию.

Предполагается, что на отечественном рынке новых автомобилей продолжится рост, который наблюдается с марта т.г. Основным источником его является замещение подержанных автомобилей на новые, в первую очередь российской сборки. Вместе с тем снижение пошлин на новые автомобили одновременно со вступлением России в ВТО привело бы к существенному оживлению рынка.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by