Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
31.01.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК ПОПАСТЬ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ©

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 18.01.2012 № 51/2, призвана существенно увеличить приток зарубежного капитала в нашу страну, создать условия для сотрудничества с транснациональными корпорациями (ТНК). Однако документ основан на исходных данных годичной давности и традиционном постулате: если нам нужны деньги, кто-то обязательно их даст.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 18.01.2012 № 51/2, призвана существенно увеличить приток зарубежного капитала в нашу страну, создать условия для сотрудничества с транснациональными корпорациями (ТНК). Однако документ основан на исходных данных годичной давности и традиционном постулате: если нам нужны деньги, кто-то обязательно их даст.

В основу стратегии положены мероприятия по выполнению ранее принятых стратегий и государственных программ, а также оценка ситуации на мировых рынках капитала, содержащаяся в Докладе о мировых инвестициях, представленном в 2011 г. Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — по данным за 2010 г. В нем говорилось, что поток капитала смещается в стороны развивающихся стран, которые играют все большую роль в мировой экономике, причем среди стран СНГ наиболее привлекательные для инвесторов те, кто располагает богатыми природными ресурсами, а в Евросоюзе — с развитой инфраструктурой. Делался прогноз об общемировом росте объемов ПИИ, стремлении ТНК активнее взаимодействовать со странами с переходной экономикой, об оживлении фондовых рынков и расширении инвестиционных возможностей после кризиса 2008–2009 гг.

Все это позволяло бы надеяться на рост инвестиций и в Беларусь. Но за прошедший год многое изменилось. Сегодня авторитетные международные организации, включая МВФ и Всемирный банк, весьма скептически оценивают перспективы глобальной экономики на ближайшие несколько лет. На состоявшемся на прошлой неделе очередном Всемирном экономическом форуме в Давосе бизнесмены и аналитики состязались в мрачности прогнозов, в т.ч. в отношении инвестиционных процессов. Впрочем, и ЮНКТАД в своем докладе отмечала опасность таких факторов риска, как непредсказуемость глобальной системы экономического управления, возможный широкомасштабный кризис суверенного долга и дисбалансы в бюджетах и финансовых секторах развитых стран, рост инфляции и перегрев экономики стран с формирующимися рынками. Теперь главные тенденции — нежелание инвесторов рисковать и переток капиталов назад в развитые страны, остро нуждающиеся в ликвидности.

Однако белорусские власти уже определили направления привлечения ПИИ, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности, содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение, совершенствование структуры ПИИ, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств.

Результатом этих усилий должно стать исправление ситуации с крайне низким уровнем привлечения прямых иностранных инвестиций. Хотя число организаций с иностранным капиталом в 2005–2010 гг. выросло с 3545 до 5876, а объем ПИИ на душу населения — с 47 до 587 USD, это значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы. К тому же большая часть ПИИ издавна представляла собой кредиторскую задолженность по хозяйственным договорам, а белорусской промышленности доставалось куда меньше ресурсов, чем торговле. Можно насчитать сравнительно немного ТНК, работающих в Беларуси. Вклад частного сектора в ВВП составляет около 30%, тогда как в других странах — от 65% до 80%. Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Если в 2008–2010 гг. планировалась продажа акций 409 ОАО, то фактически состоялось 77 сделок, в т.ч. 18 — с акциями этих обществ.

В результате реализации стратегии власти надеются обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций;, привлечь ПИИ на чистой основе в объеме 7—7,5 млрд. USD в 2015 г., а на одного занятого в экономике — до 1600 USD, достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%, увеличить долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров до 14%. Заметим, что большинство этих показателей планировалось обеспечить еще в прошлом году. Но реальность оказалась совсем иной.

Между тем внешне предпосылки для привлечения капитала есть. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению, постоянно совершенствуется нормативная база, инвесторам предлагаются различные преференции. Но, хотя в рейтинге Всемирного банка ”Ведение бизнеса-2012“ Беларусь поднялась на 69-е место, опрос руководителей 500 компаний с иностранными инвестициями, проведенный в 2011 г. БГУ совместно с НИЭИ Минэкономики показал некоторое ухудшение инвестиционного климата в республике.

Для инвестиций, которые нужнее всего Беларуси, — долгосрочных вложений в производство и сферу услуг, вместе с которыми приходят современные технологии, менеджмент и маркетинг, нужны соответствующие стимулы. Ими, по мнению авторов стратегии, должны стать сокращение доли госсектора, развитие приватизации и частно-государственного партнерства, расширении возможности приобретения в собственность земли и другой недвижимости, совершенствование налоговой системы и переход к МСФО. Запланирована выработка и реализация мер по стимулированию аутсорсинга, развития производственной кооперации и субконтрактации между крупными и малыми организациями. При этом приоритетной формой ПИИ должно стать создание предприятий с зарубежным капиталом для реализации инвестпроектов, продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству. В стратегии немало говорится о совершенствовании приватизационных процессов. Не уточняется лишь, поверит ли в положительный имидж приватизации, который планируется создавать, высшее руководство страны.

Нет гарантий, что инвесторов привлекут перспективы покупки низкоэффективных государственных унитарных предприятий и акций ОАО, принадлежащих государству при условиях внедрения передовых технологий и (или) обеспечения экспорта. Неясно, как будет сочетаться нынешние ограничения на продажу стратегически значимых предприятий и планы предложить заводы по производству стройматериалов и цемента — Lafarge, Holcim, Cemex и другим ТНК, предприятия связи — Nokia, HP и Dell, пищевую промышленность — Fonterra, Lactalis и вообще, почти всю промышленность и крупнейшие банки стратегическим и финансовым инвесторам. Лишь бы они вложили деньги в производство высокотехнологичных продуктов и услуг, увеличение активов организаций, ориентированных на экспорт, в создание и развитие кластеров. Но из стратегии не слишком понятно, могут ли инвесторы рассчитывать на приемлемую доходность своих вложений, даже с учетом того, что обещанные реформы существенно снизят имеющиеся риски.

Леонид Фридкин

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений