Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
07.08.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК ПОМОЧЬ БУРЖУАЗИИ: СОВЕТОМ И НАЛОГОМ©

Белорусские власти то и дело обещают частному бизнесу помощь и улучшение деловой среды. Очередным этапом таких обещаний стал проект концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, подготовленный Минэкономики. Однако на этот раз предприниматели отнеслись к нему весьма сдержанно.

Белорусские власти то и дело обещают частному бизнесу помощь и улучшение деловой среды. Очередным этапом таких обещаний стал проект концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, подготовленный Минэкономики. Однако на этот раз предприниматели отнеслись к нему весьма сдержанно.

В проекте признается, что малое и среднее предпринимательство (МСП) у нас пока не оказывает столь существенного влияния на социально-экономическое развитие, как в других странах, а его потенциал не реализован в полной мере. Рост вроде бы есть (за последние 5 лет количество частных малых предприятий увеличилось более чем в 2 раза, индивидуальных предпринимателей — на 14,3%), однако их вклад в ВВП страны в 2011 г. составил лишь 15,7%, в то время как Минэкономики планирует его не ниже 30% к 2015 г., а в долгосрочной перспективе — до 2/3 ВВП.

По мнению авторов проекта концепции, одной из причин вялого развития частного сектора является недостаточная финансовая помощь государства. С 2006 по 2009 гг. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом профинансировали инвестпроекты лишь на 13,6 млрд. Br. С принятием Указа от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» процесс несколько активизировался: в 2010–2011 гг. помощь составила 67,5 млрд. Br. Однако выделение средств в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010–2012 гг. по-прежнему меньше запланированного. Не выполнен и п. 98 мероприятий по реализации Директивы № 4, предполагающий финансирование региональных программ поддержки малого предпринимательства в размере не менее 1% от доходной части бюджетов областей и Минска.

Проблемы МСП чиновники объясняют слабостью инфраструктуры поддержки предпринимательства. Хотя в республике зарегистрировано 80 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого бизнеса, они расположены неравномерно, что ухудшает их эффективность. Не обеспечен норматив — наличие не менее 1 субъекта инфраструктуры на 50 тыс. населения. Большинство субъектов инфраструктуры узкоспециализированы и оказывают всего 1–2 вида услуг. Немногие способны выполнять маркетинговые исследования и разрабатывать бизнес-планы. Более половины инкубаторов малого предпринимательства только сдают недвижимость в аренду, являясь субъектами инфраструктуры лишь формально.

Решение проблемы видится в модернизации системы и создании специализированной структуры, обладающей широкими полномочиями, финансовыми ресурсами (преимущественно формируемыми государством), а также сетью представительств по всей стране — по примеру США, Японии, Южной Кореи, Германии, Польши. У нас, по мнению составителей концепции, справиться с задачей сможет Национальный фонд поддержки предпринимательства, который предлагается создать на базе действующего Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей с привлечением в качестве соучредителей местных органов власти. Предполагается, что исполкомы внесут в уставной капитал фонда административные здания, которые затем на льготных условиях будут сдаваться в аренду частному бизнесу. Кроме того, фонд и его региональные филиалы будут оказывать комплекс финансовых и консалтинговых услуг, в т.ч. юридических, маркетинговых, информационных, оценочных и факторинговых, помогать в управлении имуществом и взыскании долгов, оформлении документов для получения кредитов, осуществлять консультационное и правовое сопровождение на всех этапах реализации проектов. Ожидается, что это ускорит процедуру рассмотрения бизнес-планов, устранит излишнюю волокиту и существенно сократит затраты предпринимателей. Осталось уточнить, где набрать для этого достаточное число высококвалифицированных (и соответственно высокооплачиваемых) специалистов.

Кроме того, наделение фонда значительным количеством недвижимости должно помочь с обеспечением кредитов для малого бизнеса. Надо полагать, это имущество будет достаточно ликвидным.

Подобные оговорки — не единственные, заставляющие бизнес-союзы скептично оценивать перспективы очередной концепции. Не вдохновляет их и роль, отводимая малому бизнесу в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г., утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622.

Чтобы увеличить за предстоящие 8 лет долю МСП в валовой добавленной стоимости промышленного производства до 25% против 16% в 2010 г., правительство обещает включить субъектов МСП в технологические цепочки крупных производств, развивать субконтрактацию путем распределения частникам госзаказа и формирования баз данных заказов организаций, активизировать малую приватизацию, стимулировать инновационно активные компании и т.д.

Однако прогрессивность замыслов еще не гарантирует их быстрой и успешной реализации. Отечественный бизнес в этом уже не раз убеждался. Чередующие друг друга программы, концепции, указы и постановления повторяют и обобщают неоднократно звучавшие обещания. Один из главных вопросов: где взять деньги на реализацию амбициозных планов? Так, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец считает, что изыскать более трети из запланированных на реализацию промышленной программы 83,2–90,2 млрд. USD белорусским организациям будет затруднительно, а получить еще треть от иностранных инвесторов — маловероятно. Макроэкономическая политика властей, опережающий рост зарплат и доходов населения по сравнению с производительностью труда грозят увеличением денежной массы и новым витком инфляции, что подрывает инвестиционную привлекательность отечественной промышленности.

К тому же частный бизнес все четче осознает, что власти, даже предлагая какие-то льготы и поддержку, стремятся только использовать его для своих целей и прежде всего — для сохранения прежней социально-экономической модели, игнорируя интересы самих бизнесменов. А вот предложения предпринимателей по вопросам, которые являются для них наиболее актуальными, зачастую не учитываются.

Неудивительно, что обсуждение очередной концепции на заседании Комитета по предпринимательству Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) (КППН) не вызвало ни особого интереса, ни конструктивной дискуссии. По мнению председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, проект нуждается в серьезной доработке, чтобы предоставить гарантии частному бизнесу. А один из участников обронил «грустно смотреть на концепцию — хороший документ, который нигде не будет услышан».

Гораздо более бурным оказалось обсуждение проекта изменений в Налоговый кодекс, в частности, планы властей в 2013 г. обложить субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения налогом на недвижимость. Обычно сдержанный председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин весьма эмоционально, но вполне аргументированно — с цифрами и фактами — пытался доказать замминистра по налогам и сборам Элле Селицкой всю пагубность подобного нововведения для частного бизнеса. Однако у МНС своя логика: они обеспокоены бурной популярностью «упрощенки», на которую только за прошлый год перешли 15% субъектов, а вот доля налога от УСН по-прежнему составляет 2% доходов бюджета.

По-видимому, власти теперь сами жалеют, что дали бизнесу столь льготный режим. Взять и отменить его было бы весьма некрасиво, а вот с помощью различных ухищрений сделать максимально неудобным — можно. При этом призывы предпринимателей оценивать УСН не только по фискальным критериям, но и по макроэкономическому и социальному эффекту, в т.ч. в виде освобождения ресурсов для роста заработных плат и инвестиций, игнорируются. Подзабылся и п. 4 Директивы № 4, обязывающий постоянно снижать налоговую нагрузку на бизнес.

Неудивительно, что предприниматели все меньше верят в реализацию положений Директивы № 4, породившей когда-то столько энтузиазма, а заодно — в разнообразные программы и концепции, сулящие рост и процветание. Бумага, может, и стерпит такие обещания, а вот кредит доверия бесправной и слаборазвитой национальной буржуазии к власти имеет довольно четкие границы.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by