Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
11.06.2013 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как объехать пошлины©

Решение коллегии Евразийской экономической комиссии о введении антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей (LCV), происходящих из Германии, Италии и Турции, сроком на 5 лет стало очередной мерой по защите внутреннего рынка стр...

Решение коллегии Евразийской экономической комиссии о введении антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей (LCV), происходящих из Германии, Италии и Турции, сроком на 5 лет стало очередной мерой по защите внутреннего рынка стран «тройки» от импорта, принятой в интересах российских производителей. Как это скажется на белорусском авторынке?

Напомним, что антидемпинговое расследование было инициировано ООО «Соллерс-Елабуга». В ЕЭК подсчитали, что в 2008–2011 гг. объем ввоза легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии и Турции увеличился на 23,2% при сокращении общего объема импорта таких автомобилей в Таможенный союз на 29,1%. В период расследования LCV поставлялись в Таможенный союз по демпинговым ценам. В 2011 г. доля демпингового импорта в общем объеме ввоза составила 95,4%, увеличившись на 40,5 п.п. по отношению к 2008 г. При этом средневзвешенная цена на легкие коммерческие автомобили из Германии, Италии и Турции уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2008 г. на 9,5%.

На фоне роста потребления таких автомобилей в странах ТС в 2011 г. по сравнению с 2009 г. в 3,7 раза темпы увеличения их производства и реализации в ТС в 2010 и 2011 гг. существенно отставали от роста демпингового импорта. Так, доля легких коммерческих автомобилей производства ТС в объеме потребления снизилась за 2009–2011 гг. на 20,1 п.п.; прибыль отрасли сократилась в 2010 г. по сравнению с 2009-м на 17%. В 2011-м рентабельность и вовсе стала отрицательной: себестоимость производства в ТС выросла на 42,7%, а отпускные цены — лишь на 6,4%, поскольку производители пытались сохранить конкурентоспособность с растущим импортом.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2012 г. продажи LCV в России выросли на 7%, до 188 095 шт., лидировал ГАЗ (90 247 шт.), в первой тройке иностранных брендов — легкие коммерческие автомобили VW (16 161 шт.), Ford (12 962 шт.), Peugeot (9933 шт.).

Свое несогласие с решением ЕЭК уже выразили концерны Daimler, Volkswagen, PeugeotCitroen, которые намерены принять «все легальные меры, чтобы его отменить». Однако аналитики полагают, что увеличение ввозной пошлины не подорвет бизнес Ford на российском рынке, т.к. компания создала с «Соллерсом» совместное предприятие по выпуску LCV различных модификаций в Татарстане. Daimler этим летом начнет в России серийный выпуск LCV Mercedes-BenzSprinter — их по заказу немецкого концерна будет выпускать ГАЗ (мощность производства составит 25 тыс. шт. в год). Возможность организации выпуска LCV в России также рассматривают Fiat и PSA PeugeotCitroen.

По сути антидемпинговые пошлины лишь стимулируют организацию сборки автомобилей западных брендов в России. Как это скажется на белорусском рынке?

Директор «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич считает, что спрос на коммерческие автомобили изменится — при повышении цен на машины, подпадающие под антидемпинговые пошлины, автодилеры будут предлагать другие варианты, с иной мощностью двигателей и грузоподъемностью. Не исключено, что за 5 лет, в течение которых будет действовать решение ЕЭК, многие производители задумаются о переносе производства в страны Таможенного союза.

По мнению С.Михневича, инициаторы вряд ли выиграют от введения антидемпинговых пошлин — потребители останутся лояльными к определенным брендам и будут искать выход, чтобы по-прежнему выбирать автомобили именно этой марки. В частности, можно воспользоваться нормами Декрета от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», согласно которому предприятия вправе ввозить при определенных условиях транспортные средства без уплаты таможенных пошлин. Можно найти и другие пути, например, ввозить в страну машины с пробегом, что уже и происходит. В результате сочетание этих факторов приведет к всплеску ввоза в страну техники, бывшей в употреблении, что следует считать еще одним негативным трендом, считает С.Михневич. Конечно, на рынках России и Казахстана ситуация будет иной, ведь нормы Декрета № 6 на них не распространяются. С другой стороны, вводимые антидемпинговые меры вызывают недоумение компаний стран — членов ВТО. Так, менеджеры Volkswagen видят в них пример нечестной конкуренции.

Выиграют от этих мер российские автозаводы, тогда как в проигрыше окажутся потребители, которым придется искать альтернативы у других производителей, полагает руководитель отдела сбыта коммерческих автомобилей импортера Volkswagen в Беларуси Антон Бочик. По его словам, введение пошлин в перспективе заставит европейские автоконцерны стремиться к переносу производства в страны Таможенного союза, что не может не радовать. В частности, Volkswagen уже задумывается об этом. Однако пока компания намерена переориентировать своих клиентов на версии, которые не подпадают под повышение, например, Transporter с дизельными двигателями с полной допустимой массой до 2,8 т и все версии с бензиновыми двигателями (2,0 TSI мощностью 150 и 204 л.с.). Вторая модель, которой коснется повышение пошлин, — Crafter 35 грузовой фургон. Сейчас разрабатывается другая версия этой модели, на которую устанавливается грузовой бокс. Цена на такой автомобиль будет близкой к той, которая существовала до введения пошлин.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений