Как новая реальность повлияет на годовую финансовую отчетность

Сейчас белорусские компании cводят дебет и кредит и подводят итоги завершившегося года, во многом стрессового для экономики. Новая рыночная реальность, в которой с прошлого года живут наши предприятия, может повлиять на их годовые финансовые результаты.
Каким образом? Об этом рассказал в интервью «ЭГ» член правления Аудиторской палаты, партнер аудиторской практики PRAMOVA Денис Костян.
– В 2022 г. многие белорусские субъекты хозяйствования столкнулись с рядом неблагоприятных факторов (разрыв деловых связей, санкционные ограничения, которые затронули и товарные, и финансовые потоки). По вашим наблюдениям, повлияют ли события прошлого года на результаты годовой финансовой отчетности белорусских компаний?
– Большинство организаций столкнулись с влиянием известных событий завершившегося года. К сожалению, некоторым субъектам хозяйствования пришлось даже уйти с белорусского рынка из-за санкционного давления, это коснулось cферы ИТ, ритейла и других отраслей.
Кроме того, логистические проблемы привели к увеличению затрат на доставку и сбыт продукции. Расчеты с контрагентами в прошлом году также усложнились, а от сотрудничества с некоторыми пришлось отказаться. Поэтому прямое или косвенное влияние новой рыночной реальности на финансовые результаты компаний мы, скорее всего, во многих случаях увидим.
– В турбулентные времена отдельные показатели финотчетности подвергаются тщательному анализу, некоторым компаниям из-за ухудшения рыночной конъюнктуры приходится создавать резервы по обесценению запасов, сомнительным долгам, проводить обесценение основных средств. Ожидаете ли вы, что прошлогодние события приведут к этому?
– Эффекты прошлогодних событий, повторюсь, скорее всего, во многих случаях окажут влияние на годовые финансовые результаты компаний. Однако перечисленные в вашем вопросе механизмы корректировки отчетности напрямую являются обязательными для тех организаций, которые готовят ее по международным стандартам.
Национальные правила бухгалтерского учета также предусматривают, что стоимость активов не должна быть завышена, а обязательств – занижена.
Соответственно, допускается тестирование активов на обесценение (сопоставление их балансовой стоимости с рыночной), создание резервов в связи со снижением стоимости запасов и в случае повышения вероятности кредитных убытков. Однако по национальным стандартам такие корректировки в большинстве случаев являются правом, а не обязанностью организации.
И мы видим, что субъекты хозяйствования, желая сделать свою отчетность более привлекательной для контрагентов, абсолютно законно перечисленным подходам де-факто не следуют.
Например, в 2023 г. проводится обязательная переоценка основных средств. Многие компании делают ее индексным методом и увеличивают балансовую стоимость активов, используя официальные коэффициенты изменения стоимости основных средств, не сравнивая активы с рыночной стоимостью.
– Организации, ведущие учет на основе международных стандартов финансовой отчетности, такие «манипуляции» не используют?
– Да, но таких организаций немного. Тем не менее есть «прогрессивные» компании, которые выстраивают управленческий, а соответственно, и бухгалтерский учет таким образом, чтобы всегда видеть реальную картину дел, а не бумажные «улучшения».
– Какие именно события прошлого года, по вашему мнению, чаще всего могут влиять на данные финансовой отчетности «прогрессивных» компаний?
– В связи с санкционной политикой западных стран рыночная стоимость активов некоторых организаций могла снизиться, а собираемость дебиторской задолженности может быть затруднена. Кроме того, если прошлогодние события или события после отчетной даты могут повлиять на непрерывность деятельности организации, эта информация по международным стандартам должна раскрываться в отчетности.
– Вы ожидаете, что с учетом влияния прошлогодних событий финансовые результаты белорусских субъектов хозяйствования по МСФО станут еще больше отличаться от данных отчетности по национальным стандартам?
– Полагаю, да. Многочисленные компании, которые, как правило, не тестируют активы на обесценение, не учитывают возможные убытки из-за непоступления дебиторской задолженности, не формируют резервы в случае снижения рыночной стоимости запасов, их отчетность станет еще более далека от данных по МСФО.
– По вашему мнению, такого рода годовая финансовая отчетность, в которой не будут отражены оценочные эффекты влияния изменившейся рыночной конъюнктуры в 2022 г., будет недостоверной?
– С точки зрения национальных правил бухгалтерского учета и отчетности такая отчетность является достоверной. Другое дело, что, понимая возможное влияние прошлогодних событий на бизнес, компаниям в примечаниях к годовой отчетности эти нюансы стоило бы подробно описать.
Соответственно, пользователи, ознакомившись с такими подробностями, смогут получить дополнительные сведения и объективное представление о полноте такой отчетности. Кстати, Аудиторская палата при проведении внешних оценок работы аудиторских организаций сейчас серьезное внимание уделяет именно качеству примечаний в проаудированной отчетности.