$

2.5670 руб.

3.0586 руб.

Р (100)

3.3976 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Зарубежный опыт

Как это работает в РФ. Российская практика внешнего контроля качества аудита

06.03.2020
Как это работает в РФ. Российская практика внешнего контроля качества аудита
Фото: assets.kpmg

В России внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется с 2012 года. В рамках заседания российские коллеги представили свой практический опыт в этой сфере, поделились планами на перспективу до 2024 года.

Уже накопленный российский опыт в той или иной форме будет учтен и, вполне вероятно, использован в нашей стране.

 

Кто проверяет

В России внешний контроль качест­ва осуществляют два органа: Федеральное казначейство и Саморегулируемые организации аудиторов (СРОА), с февраля 2020 г. в России действует одна СРОА (ранее было несколько).

Казначейство контролирует аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общест­венно-значимых субъектов хозяйствования, т.е. юридических лиц, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам; кредитных и страховых организаций; государственных корпораций, государственных компаний и т.д.

Внешний контроль качества иных субъектов аудиторской деятельности – аудиторов осуществляет СРОА.

 

Кого и почему проверяют

Планы проверок внешнего кон­троля качества аудиторских организаций на год утверждаются Федеральным казначейством и его территориальными органами и размещаются на их официальных сайтах.

Включение аудиторских организаций в план проверок проводится исходя из величины уровня риска, рассчитанной с помощью риск-ориентированной модели.

В качестве критериев риска в т.ч. оценивают:

– наличие жалоб и обращений в казначейство о нарушениях аудиторской организацией действующего законодательства РФ, в т.ч. в сфере ПОД/ФТ;

– наличие сведений, порочащих безупречную деловую репутацию аудиторской организации;

– наличие фактов выдачи аудиторской организацией аудиторского заключения, признанного впоследствии судом заведомо ложным;

– наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц – нерезидентов РФ, юридических лиц, зарегистрированных за пределами РФ;

– наличие у бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации, неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям и др.

 

В ходе проведения проверки внеш­него контроля качества оцениваются:

– правила внутреннего контроля качества (исполнение норм законодательства в сфере аудиторской деятельности, численность и профессиональный уровень аудиторов, порядок выплат и размер вознаграждения);

– эффективность организации внутреннего контроля качества (цели проведения аудита и документальное оформление сведений, под­тверждающих аудиторское мнение; планирование аудита, форма и содержание заключения; концепция существенности и аудиторский риск Контроль качества; связанные стороны; события после отчетной даты и непрерывность деятельности; соблюдение клиентами требований законодательства);

– достоверность отчетности (до­стоверность сведений об отчетности аудиторской организации).

 

По результатам проверки

Формируется мнение контролирующего органа:

– о соответствии качества работы аудитора требованиям законодательства;

– об обеспечении системы контроля качества работы аудитора уверенности в проведении аудита в соответствии с требованиями законодательства.

 

Могут быть применены следующие меры воздействия:

– предупреждение о недопустимости нарушения требований национального законодательства и международных стандартов;

– предписание, обязывающее устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения;

– предписание в СРОА о приостановлении членства аудитора;

– предписание в СРОА об исключении сведений аудитора из СРОА;

– привлечение к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

* * *

В РФ разработан Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества аудиторов, призванный обе­спечить единообразный подход при осуществлении надзора за аудиторской деятельностью Казначейством и СРОА.

Все нарушения классифицируются как грубые, существенные неустранимые, существенные устранимые, несущественные и иные.

При Федеральном казначействе создана Контрольная комиссия по рассмотрению результатов проверок, к функциям которой относятся:

рассмотрение актов проверок, а также иных материалов, являющихся результатами проведения проверок;

рассмотрение предложений по принятию решений о мерах воздействия, применяемых по результатам проверок;

рассмотрение жалоб на решения территориальных органов Каз­начейства о применении мер воздействия.

Ежегодно проводится обобщение и анализ правоприменительной прак­тики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, результаты которого раз­мещаются в открытом доступе на официальном сайте Федерального казначейства.

 

Внедрение мирового опыта в РФ

С учетом общемировых тенденций разработаны Основные направления совершенствования внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в РФ на 2020–2024 гг.

В частности, предусмотрены:

своевременная актуализация Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества;

– обеспечение применения эф­фективных и соразмерных мер ответственности как реакции на недобросовестные действия аудиторов;

– повышение значимости репутационных факторов при оценке работы аудиторов, в частности, анализ соблюдения требований безупречной деловой репутации и Кодекса профессиональной этики, а также раскрытие соответствующей информации на официальном сайте Каз­начейства России;

совершенствование института признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также раз­работка процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;

– введение административной ответственности аудиторов за грубые нарушения законодательства РФ об аудиторской деятельности;

совершенствование механизма уголовной ответственности за пре­ступления в сфере аудиторской деятельности, предусматривающего подготовку предложений в УК РФ в части ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского за­ключения;

– увеличение объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий, публикуемой Федеральным казначейством на официальном сайте.

Автор публикации: Ирина КЛЕЗОВИЧ


***