Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как это было

Ровно 25 лет назад начала выходить «Экономическая газета», которая тогда называлась «Нацыянальнай эканамiчнай газетай». В ее чет­вертьвековой юбилей мы беседуем с Федором ВЕЛИКОСЕЛЬЦЕМ – одним из инициаторов создания газеты и ее многолетним главным редактором.

Федор Федорович, как появилась газета? Кто решил, что такое издание необходимо Беларуси?

– Запрос на него витал в воздухе. Это хорошо чувствовали те журналисты, которые специализировались на экономической тематике. Ведь в Советском Союзе была «Экономическая газета» (в 1990 году пере­именованная в «Экономику и жизнь»). Это было издание ЦК КПСС, которое с распадом СССР стало российским. И в период бурных перемен в нашей экономической жизни Беларусь осталась ни с чем. Существовавшие на тот момент пару изданий были достаточно далеки от по­вседневных жизненных запросов предприятий и бизнеса. Вот группа журналистов и предложила учредить газету, которая бы восполнила вакуум, информировала о конкретных решениях органов госуправления, регулирующих сферу хозяйственной деятельности, разъясняла суть и последствия этих решений. Спрос на такую ин­формацию оказался колоссальным.

Кто же профинансировал «Нацыянальную экана­мiч­ную газету»?

– Наша история похожа на небывальщину, но это действительно было так. Пошли мы со своей идеей к премьер-министру В.Ф. Кебичу. Вячеслав Францевич, бывший когда-то директором крупного станко­строительного завода, пре­красно понимал ценность такого издания. Но какое время было на дворе! Комсомол, партия обанкротились. Все газеты, радио, телевидение перешли под Совмин, который осуществлял их финансирование. Все громче стали звучать голоса, что это ненормально. Мол, находясь на содержании у правительства, никто не осмелится критиковать его. Поэтому Кебич, выслушав нас, вынес свой вердикт: идея отличная, поддерживаю, но дать денег не могу. Скажут: мало ему того, что есть? И напутствовал – ищите, ребята, деньги в другом месте.

И ведь все-таки нашли?

– А где их было искать? Олигархи, к которым можно было бы обратиться, тогда еще не засветились. И тут у нас появилась идея – взять деньги на издание авансом за рекламу, которую потом разместим в газете. Нашелся человек, который подрядился заняться этим делом. К газете он никакого отношения не имел, был музыкантом, играл на свадьбах. Пришел он к нам, мы ему и говорим: «Валера, видишь, на Юбилейной площади высотка в двадцать с лишним этажей? Там много разных фирм. Сходи, поговори». И что вы думаете? Вернулся с деньгами.

Теперь даже не верится, что кто-то может дать деньги неизвестно кому и неизвестно на что.

– Так ведь и о фирмах, которые тогда начинали свой путь, тоже никто не слышал. И им надо было как-то о себе заявлять.

Проблема финансирования, конечно, важнейшая. Но не единственная. Ведь не зная, будут ли средства, будем ли выпускать газету, мы не заявились в подписном каталоге. На первых порах принимали подписку в редакции и по телефону. В редакцию же привозили и тираж из типографии. Там раскладывали номера по кон­вертам, наклеивали адреса и тащили все в мешках на ближайшее почтовое отделение. Я и сегодня говорю огромное спасибо «Белпочте», которая вскорости сумела организовать доставку «НЭГ» по предоставленным нами адресам через свои отделения.

Бренд «Национальная экономическая газета» – «НЭГ» – за короткое время стал широко известным.

– Это неудивительно. Газета удовлетворяла запросы как субъектов хозяйствования, так и органов госуправления. Во-первых, она стала незаменимым помощником бухгалтеров, экономистов, кадровиков и юристов в их повседневной деятельности. Газета рассказывала, как правильно вести учет и расчеты, устанавливать цены, составлять отчетность, оформлять трудовые отношения, разъясняла массу других аспектов хозяйственной деятельности.

А какой был цикл публикаций Игоря Ковалевича! Этот удивительный человек, названный в 1993-м автором года, без устали просвещал предпринимательскую аудиторию о тех возможностях, которые предоставлял ей закон.

Во-вторых, «НЭГ» стала трибуной, где обсуждались все важнейшие проблемы транс­формационного периода. Мы публиковали нормативно-правовые документы, комментарии к ним, различные обзоры. У нас выступали руководители правительства, министры, председатели госкомитетов, депутаты, международные чиновники, представители бизнеса, экономической науки. Среди них, например, Михаил Мясникович, Владимир Заломай, Станислав Богданкевич, Василий Сакович, Сергей Линг, Степан Янчук, Владимир Бойко, Николай Демчук, Владимир Гончарик, Иван Лях, Григорий Тишкевич, Владимир Радкевич, Василий Некрашевич, Валерий Матюшевский.

Еще один нюанс. В 90-е годы почти не было ведомственной прессы. И редакция стала делать газеты в газете. Так на страницах «НЭГ» появились «Таможенный вестник», «Хозяйство и право», «Недвижимость», «Налоговый вестник», «Вести из Национального банка». Со всеми ключевыми экономическими министерствами были заключены письменные договора о сотрудничестве.

Первая половина девяностых была временем больших дискуссий и надежд…

Говорят, что «НЭГ» выходила даже на немецком языке.

– Да, это был один номер, специальный выпуск о Беларуси, который по договоренности с немецкими партнерами рас­пространялся на крупнейшей в мире выставочной площадке в Ганновере во время проведения там промышленной ярмарки в апреле 1994 года. Тем самым мы тоже приложили руку к тому, чтобы мир больше знал о нашей совсем молодой тогда стране.

Что бы вы сегодня пожелали «Экономической газете», ее коллективу?

– Больше прислушиваться к запросам читательской аудитории. И сегодня с избытком хватает вопросов, на которые специалисты предприятий ищут ответы. Интернет не только враг печатных изданий, но и друг. Через сайт издания можно оперативно выявлять, что хотели бы получать от газеты ее подписчики, и столь же оперативно реагировать на эти запросы.

Надеюсь, что в 2018 году редакция «Экономической газеты» и читательская аудитория станут ближе друг к другу.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений